Автокраны СССР

Первый советский кран на автомобильном шасси, получивший название АТП-1, по сравнению с нынешними гигантами, с легкостью поднимающими грузы весом в десятки тонн, кажется просто миниатюрным. И не удивительно, ведь эта машина была способна работать с грузами массой не более 1500

Первый советский кран на автомобильном шасси, получивший название АТП-1, по сравнению с нынешними гигантами, с легкостью поднимающими грузы весом в десятки тонн, кажется просто миниатюрным. И не удивительно, ведь эта машина была способна работать с грузами массой не более 1500 килограммов на высоте не более 3 метров. Выпускалась она с 1934 года небольшими партиями по 140 штук в год. Подъемник устанавливался на колесное шасси грузовика Я-5. Применялся такой кран в сельском хозяйстве и погрузочно-разгрузочных работах, в той ниже, которая сегодня почти полностью занята манипуляторами. В строительстве его использование было неэффективным, а все из-за малой высоты подъема, небольшой рабочей зоны и высоких затрат на обслуживание.

В 1941 году автокраны СССР пополнились второй серийной моделью АК-3, получившей название «Январец». Выпускалась она на Одесском крановом заводе и могла работать с грузами весом до 3 тонн на высоте до 5 метров. «Январец» и АТП-1 в плане конструкции были очень похожими. В качестве шасси они использовали грузовые автомобили тех лет, а их поворотные платформы оснащались гидравлическим или электрическим приводом. В качестве ходовой части активно эксплуатировались шасси ЗИС и ЗИЛ, с середины 50-х годов к ним добавилось шасси ГАЗ.

В 1951 году заработал завод автокранов в Балашихе, на котором стали выпускаться советские автокран на шасси грузовых машин ЗИЛ-130 и 164. Это были модели АК-3 и 5, способные поднимать грузы массой до 3 и 5 тонн соответственно. В это же время открылся Ставропольский крановый завод, который начал производить легкие автокраны на колесном шасси ГАЗ-51 и его модификации 51А, оснащавшиеся решетчатой стрелой, предназначенные для работы с весом до 3 тонн. Такая спецтехника активно эксплуатировалась в совхозах и колхозах.

С годами отрасль расширялась, появлялись более производительные модели и модификации. Дрогобычский крановый завод занимался выпуском автомобильных кранов с гнутыми решетчатыми стрелами, оснащавшихся дизель-электрическими приводами. Ярким примером его продукции является машина АК-5 и ее модификация 5Г на базе шасси грузовика ЗИЛ-164. Позже появился автокран башенно-стрелового типа КТС-3 на базе шасси грузовиков ЗИЛ-164 и 120. Машины нашли активное применение на городских стройках, в дорожных работах, в логистике. В то же время в сельском хозяйстве они практически не использовались, потому что для него были чересчур велики.

Ленинградский завод машиностроения «Красный металлист», на котором в свое время был выпущен первый в СССР кран АТП-1, продолжал свое функционирование. Здесь стали производить автокраны на шасси КрАЗ-219, получившие название К-104. Обладая грузоподъемностью в 10 тонн, они могли поднимать грузы на высоту до 16 метров.

Обновлялся ассортимент советских автокранов вслед за обновлением модельного ряда грузовиков. Обновленные шасси делали автокраны производства СССР более эффективными и мощными. Огромное количество моделей и их модификаций было произведено на базе грузовика МАЗ-200. Например, это популярные в свое время К-164 и К-612 из города Иваново, а также К-51 и К-61 из Туапсе. Все они были приспособлены для работы с грузами массой до 6 тонн, на высоте до 8 метров.

Модели, конструктивно близкие к современным, появились в 70-х годах. Почти повсеместно стал использоваться гидропривод, наиболее распространенный в наши дни. Многие из них стали прообразами продукции нынешних популярных брендов. Например, таких, как «Ивановец» или «Галичанин».