Колесные опоры для тележки представляют собой конструкцию из колеса и крепежного элемента в сборе. Благодаря этому их можно легко и быстро заменить, что особенно актуально, поскольку именно на колесные опоры приходится основная нагрузка при эксплуатации тележек, стеллажей, инструментальных столов, мобильной мебели и прочих конструкций.
Колесные опоры для тележки различаются по целому ряду признаков:
- назначению (зависит от того, на какие именно тележки будут устанавливаться колеса);
- размеру (диаметр, ширина профиля и т.д.);
- возможности вращения (колесные опоры могут быть поворотными или не вращаться);
- материалу (для изготовления колес используются резина, полиуретан, полиэтилен и другие соединения);
- конструкции (колесные опоры могут иметь разный принцип монтажа, в их основе – различные подшипники);
- грузоподъемности (максимальному весу, который колесо способно выдержать без разрушения).
Основные элементы колесной опоры следующие:
- колесо, состоящее из обода-ступицы, шины и подшипника (литые колеса могут представлять собой цельную конструкцию и не иметь шины);
- крепеж, который может быть представлен стержнем, панелью или отверстиями;
- поворотный механизм (присутствует только у поворотной колесной опоры).
Для долгосрочной эксплуатации мобильных конструкций (тележек, мебели, подъемных механизмов и т.д.) крайне важно правильно подобрать колесные опоры: если их параметры окажутся не соответствующими характеристикам тележки, то изделия быстро выйдут из строя. Да и сама эксплуатация не будет безопасной.
Как выбрать колесные опоры для тележек
Чтобы выбрать оптимальные колесные опоры для тележки, нужно разобраться со следующими вопросами:
- Каково качество напольного покрытия (есть ли оно в принципе, не загрязняется ли, не крошится и т.д.);
- На какие расстояния будет перемещаться оборудование;
- Как часто будут использоваться тележки, стеллажи и прочие мобильные конструкции;
- Будет ли оказываться на колеса негативное внешнее воздействие (контакт с химическими реагентами, высокие температуры, большая влажность);
- Какая максимальная масса груза, который будет перемещаться в тележке.
Только проанализировав все эти условия, можно подобрать действительно подходящие колесные опоры для тележек, чтобы они прослужили максимально долго.
Как рассчитать нагрузку на колесную опору
Если с определением условий эксплуатации тележки с колесными опорами обычно проблем не возникает, то с расчетом нагрузки не все так просто. Причем именно грузоподъемность является важнейшим параметром при выборе колесной опоры. Разберемся, как правильно рассчитать грузоподъемность колесной опоры в конкретном случае.
Для определения нагрузки, которая приходится на колесную опору, надо воспользоваться формулой:
Х = (М + м)/(н-1)
В этой формуле:
Х – грузоподъемность колесной опоры, которую нужно рассчитать;
М – предельная масса груза, который будет перемещаться на тележке;
м – масса самой тележки;
н – число колесных опор.
Как видно из формулы, для расчета грузоподъемности колесной опоры мы берем на одно колесо меньше. Такая поправка необходима, поскольку в реальных условиях эксплуатации полы не являются идеально ровными, поэтому будут складываться ситуации, когда одно из колес не достает до поверхности.
Также нужно ввести поправки в размере 5 %, если:
- тележку будут перемещать со скоростью более 4 км/ч;
- полы очень неровные;
- эксплуатация колесных опор связана с высокими температурами;
- на пути следования тележки имеются пороги, канавы или другие препятствия.
Ну и при покупке колесных опор для тележки грузоподъемность нужно брать с запасом, если изделий с нужными вам показателями нет. Это связано с тем, что в процессе эксплуатации способность выдерживать заявленные нагрузки будет со временем снижаться.
Виды колесных опор по назначению
Рассмотрим основные виды колесных опор для тележек. Для удобства информация представлена в виде таблицы.
Промышленные |
Используются для перемещения тяжелых грузов весом от 100 кг. В зависимости от характеристик промышленные колесные опоры для тележек могут быть конвейерными, термоустойчивыми, большегрузными, антистатическими. |
Аппаратные |
Аппаратными колесными опорами оснащаются тележки, предназначенные для перевозки относительно легких грузов. Пример — тележки в супермаркетах, лабораторная мебель. |
Большегрузные |
Большегрузные колесные опоры монтируются на тележки, которые используются для перемещения тяжелых грузов весом от 500 кг. Чаще всего изготавливаются из полиуретана. |
Нейлоновые |
Нейлоновые колесные опоры обеспечивают перевозку грузов массой более 200 кг. Они эргономичны, устойчивы к износу, действию влаги, масла, солей, кислот. Способны служить до 50 лет. |
Полиуретановые |
Нейлоновые колесные опоры чаще всего устанавливают на тележки, которые будут использоваться на складах. Максимальная грузоподъемность — 4800 кг. Обладают устойчивостью к истиранию и перепадам температур. |
Термостойкие |
Такие колесные опоры устойчивы к повышенным температурам, поэтому эксплуатируются в соответствующих условиях, например, в горячих производственных цехах, для перемещения горячей продукции. |
Ролики и рулевые колеса |
Такими конструкционными элементами оснащаются гидравлические тележки. Их производят из резины, нейлона, полиуретана. Выдерживают вес до 3 тонн. Подобные колесные опоры бывают не только круглыми, но и овальными. |
Сдвоенные |
Чаще всего сдвоенные колесные опоры применяются на тележках платформенного типа и тяжелом оборудовании. Обеспечивают максимальную грузоподъемность. При этом суммарная масса груза, который выдерживает сдвоенное колесо, рассчитывается как сумма масс соответствующих одинарных колес, т.е. в приведенной выше формуле нужно сделать поправку и вместо «н» взять «2*н». |
Пневматические |
Это колесные опоры для тележек, на которые надета надутая воздухом шина. Обеспечивают плавность хода, тишину во время передвижения, минимальные усилия по перемещению тележки. |
Для вышек |
Обеспечивают возможность быстрого перемещения вышки в пределах рабочей площадки. Чаще всего 1 тура оборудуется 4 колесами, 2 из которых — поворотные. В зависимости от конструкции обеспечивают грузоподъемность 160–260 кг. Для предотвращения самопроизвольного передвижения и скольжения вышки туры колесные системы оборудуются системами торможения. |
Для строительных лесов |
Строительные колесные опоры могут быть поворотными и неповоротными. Дают возможность быстро передвигать леса на нужное расстояние. Комплектуются шариковыми, роликовыми подшипниками, подшипниками скольжения либо же не комплектуются ими вообще. |
Для гидравлических тележек |
Чаще всего применяются на большегрузных складских тележках. Бывают одинарными и сдвоенными. Конструкции некоторых тележек допускают применение колесных опор разных диаметров. |
Для медицинской мебели |
Изготавливаются из материалов, которые хорошо переносят санитарную обработку, обеспечивают тихое перемещение кроватей, каталок, лабораторных столиков. |
Для баков |
Обеспечивают грузоподъемность в широком грузовом диапазоне (50–575 кг). Устойчивы к перепадам температур, физическим воздействиям. Часто имеют оцинкованную поверхность, которая препятствует развитию ржавчины. Колесные опоры снабжаются поворотными или неповоротными оцинкованными кронштейнами либо могут крепиться сразу на ось, без кронштейнов. |
Для платформенных тележек |
Платформенные тележки относятся к разряду большегрузных, поэтому конструкция колесных опор для них обеспечивает высокую грузоподъемность и хорошую маневренность. |
Для магазинных тележек |
Колесные опоры для покупательских тележек должны обеспечивать высокую маневренность, тихий ход, стойкость к санитарной обработке, не должны портить напольное покрытие. Оборудуются поворотным механизмом. |
Ранее мы писали о том, что такое металлические стальные шарниры и где они используются.
Самое интересное: ТОП статей по спецтехнике и актуальные новости