Тракторы: Динозавры выходят на поля

Осенью прошлого года организаторы Российской агропромышленной недели объявили итоги конкурса «Заслуженный трактор Союза». Старейшим «Кировцем» оказалась машина (трактор) 1965 года выпуска, принадлежащая одному из воронежских хозяйств

старые трактора динозаврыОсенью прошлого года организаторы Российской агропромышленной недели объявили итоги конкурса «Заслуженный трактор Союза». Старейшим «Кировцем» оказалась машина (трактор) 1965 года выпуска, принадлежащая одному из воронежских хозяйств. Механизатор Александр Спорыхин, отпахавший на своем К-700 38 лет, уверен, что его трактор прослужит еще минимум 10 сезонов. И это при нормативном сроке службы, равном 10 годам! Впрочем, радоваться нечему — просто «лошадиных сил» сельскому хозяйству остро не хватает, а тракторный парк из года в год сокращается.

Потерянные миллиарды

В Советском Союзе выпускали до 560000 тракторов в год (из них 214000 — на российских заводах). Это около 40% мирового производства. В прошлом году было изготовлено всего 5679 сельскохозяйственных тракторов. Из-за нехватки техники (в частности, тракторов), ее изношенности и ненадежности сельхозпроизводители ежегодно теряют 8-20 млн тонн зерна на сумму до 60 млрд рублей. «Если в Европе на неделю позже посеять зерно, то получишь и урожай на неделю позже, — говорит главный инженер Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) Игорь Долгов. — А если в России на неделю позже выйти в поле, то урожай будет в три раза меньше». Но вовремя выйти в поле российским хлеборобам удается все реже, сколько ни латай изношенную технику. Например, в Волгоградской области потребность в тракторах оценивается в 7 тыс. единиц, а эксплуатируется только 5 тыс., из которых более двух третей нуждается в замене. Чувашии необходимо ежегодно приобретать 850 тракторов, но такой возможности у республики нет.

Сегодня у хозяйств России имеется 646,4 тыс. тракторов. Нагрузка на одну единицу велика — 139 га пашни. Для сравнения: в Германии — это 9, в Великобритании — 12, в США — 38, во Франции — 15 га. Как утверждает представитель Минпромнауки РФ Николай Сорокин, «пополнение машинно-тракторного парка составляет менее 3% в год, а списание техники — от 6 до 10%». Это значит, что нагрузка на отечественных «железных коней» будет возрастать и в дальнейшем, хотя большинство из них работают на пределе технических возможностей. Тракторов, которым свыше 10 лет, в России 71%. До 20% тракторов и комбайнов не принимает участия в полевых работах.

Техника не идет в парк

Российские тракторные заводы в состоянии выпускать на сохранившихся мощностях 65 тыс. единиц сельхоз техники в год. Но эти мощности в подавляющем большинстве простаивают. Несмотря на потенциально высокий спрос на сельскохозяйственные тракторы, их выпуск сокращается. По подсчетам специалистов Минсельхоза, только для преодоления спада необходимо ежегодно поставлять АПК не менее 45 тыс. машин в год. Тогда можно будет получать более-менее стабильные урожаи.

Проблема отечественного тракторостроения заключается не только в том, что у крестьян нет денег. Ряд моделей, на которые существует реальный спрос, в России не выпускается. К ним относятся колесные тракторы классов 1,4 (мощностью 80-120 л. с.), 2 (120-160 л. с.) и 3 (160-220 л. с.). Не производятся гусеничные трактора для АПК мощностью свыше 200 л. с. В результате крестьяне вынуждены использовать зарубежную сельхоз технику («John Deere», «Claas», «Case» и др.) либо машины минского и харьковского тракторных заводов.

Один в поле не трактор

Хотя сегодня импортные модели составляют лишь 1 % отечественного парка, эксперты прогнозируют усиление конкуренции между российскими и зарубежными производителями тракторов. Западные компании полагают, что рано или поздно спрос на технику в России повысится, и заранее готовятся к активным действиям. Потенциальный спрос на тракторы оценивается в 700-800 тыс. штук. Стоимость грядущих заказов, с учетом потребностей стран СНГ, 400 млн долларов в год. О сельхоз технике…

За такие деньги, право, стоит побороться. При этом машиностроители РФ не рассчитывают на государственную поддержку. Напротив, считает директор Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ) Николай Щельцын, «нужно поддерживать не производителей техники, а ее потребителей, то есть крестьян. Иначе какие бы средства ни тратились на финансирование тракторных заводов, произведенная техника не найдет сбыта. Будет у крестьян спрос на нашу продукцию — все остальное мы выдержим». О сельхоз технике…

В отличие от российских, ведущие мировые производители предлагают полный модельный ряд тракторов от 50 до более чем 400 л. с. Эти машины дороги, но соответствуют современным агротехнологиям. К тому же сервис западные производители предоставляют лучший, чем российские. «Дело не только в качестве техники, а в том, как иностранные компании с людьми работают, — говорит директор по науке Всероссийского НИИ сельхозмашиностроения (ВИСХОМ) Максим Фирсов. — Отношение к потребителю — вот их лучший товар. Иностранцы помогают купить технику в кредит, налажен лизинг, бесплатное сервисное обслуживание». Сельхоз техника.
По оценке НАТИ, средняя стоимость устранения одного отказа (поломки) отечественного трактора в 3-5 раз ниже, чем зарубежного. При этом не уточняется, как часто возникают отказы у российских тракторов, с одной стороны, и у импортных — с другой. «Российские тракторы дешевле, к ним проще найти запчасти, проще ремонтировать, — считают в компании „Матрикс Агритех“, специализирующейся на поставках импортной техники. — Но «Джон Диры» ломаются в 10 раз реже».

Возможно, сохранить конкурентоспособность тракторной индустрии поможет объединение заводов. Так, уже учрежден концерн «Тракторные заводы», куда входят Липецкий, Владимирский тракторные заводы и чебоксарский «Промтрактор». Создано ОАО «Агромашхолдинг». Мировая практика показывает: на рынке успешно действуют не одиночки, а те, кто предлагает полный модельный ряд продукции: тракторы, комбайны, навесное оборудование. Необходимы фирменная сервисная сеть, услуги лизинга и кредитование покупателей. В РФ таких компаний пока нет. Если они не сформируются, то у тракторостроителей, которые пожелают сохранить независимость, после вступления нашей страны в ВТО останется небогатый выбор: поглощение, банкротство или отверточная сборка зарубежных образцов.

У кого с лизингом плохо

Большинство агропредприятий не способны приобретать новые тракторы сразу и за полную стоимость, а процентные ставки коммерческих кредитов для них слишком высоки. В результате спрос на технику серьезно ограничивается. Эту тенденцию пока не в состоянии изменить и льготные программы долгосрочной аренды (лизинга) сельхозтехники. Вместе с тем до 70% тракторов крестьяне покупают в рассрочку через компании с государственным капиталом — «Росагролизинг» и «Росагроснаб». Но, как говорит Н. Щельцын, «в основном деятельность «Росагролизинга» направлена на реализацию комбайнов, а не тракторов. Это сказывается на положении отрасли». К тому же объем заказов составляет более 15 млрд рублей в год, что заметно превышает финансовые возможности компании. Других операторов федерального лизинга нет.

«С лизингом в России плохо, — считает М. Фирсов. — Лизинговых компаний должно быть больше, а контроль за ними — жестче». Значительная часть тракторов, поставляемых «Росагролизингом», — белорусские модели. Отечественные машины, на которые есть спрос, зачастую не включаются в перечень объектов федерального лизинга. «Такая позиция ставит нас в тупик, — объясняет генеральный директор Владимирского тракторного завода Дмитрий Купрюнин. — Во многих регионах о последних модернизациях наших тракторов попросту не знают».

Трактор «секонд хэнд»

У хозяйств, которые можно причислить к «середнякам», пользуются спросом подержанные импортные тракторы. Новые западные машины в 3-4 раза дороже «бэушных», а это по карману далеко не всем. Как замечает глава Департамента технической политики Минсельхоза России Леонид Орсик, возраст комбайнового «секонд хэнда» составляет от 5 до 25 лет. По его мнению, это свидетельствует «о необходимости применения защитных мер, для того чтобы мы не превратились во всемирную свалку металлолома».

Попытки зарубежных корпораций закрепиться на вторичном рынке отмечают и в НАТИ. Иностранцы предлагают льготные кредиты, выгодные формы лизинга и т.д. В итоге многие хозяйства выбирают вместо новой отечественной подержанную импортную технику. Машины, срок службы которых меньше 10 лет, иностранцы почти не предлагают. В НАТИ располагают информацией, что именно после достижения этого срока эксплуатации импортным тракторам требуется более частый ремонт, вплоть до замены отдельных узлов.

Тракторы прошлого века

«С каждым годом российские заводы-изготовители допускают все больше брака, — рассказывает генеральный директор «Росагроснаба» Виктор Лимарев. — Поставляемые на село новые машины имеют высокий процент отклонения от технических условий. Так, 96% от их общего количества не соответствуют нормативам технических условий и эксплуатационным показателям, 27% — надежности».

В основном модели отечественных тракторов были разработаны в 70-80-е годы прошлого века и по главным характеристикам заметно отстают от мировых аналогов. К примеру, трактор ДТ-75 производится в Волгограде свыше 40 лет. Востребованность отечественных тракторов на внутреннем рынке, полагает Л. Орсик, «сохраняется в основном по ценовым параметрам и из-за низкой платежеспособности АПК».

«В сельскохозяйственном машиностроении технический и инновационный уровень ниже не только зарубежного, но и чем в других отраслях российской экономики», — добавляет генеральный директор «Промтрактора» Семен Млодик. Он опасается, что ко второй половине текущего десятилетия отставание нашего тракторостроения от зарубежного может стать непреодолимым. Кроме того, при сохранении нынешнего положения дел в течение ближайших нескольких лет регионы встанут перед выбором: или кардинально сокращать посевные площади, или в массовом порядке закупать новые тракторы. Аналитики называют эту ситуацию «проблемой-2006». Именно в 2006 году может начаться массовый выход из строя сельхозтехники, выработавшей свой ресурс и полностью потерявшей ремонтопригодность.