Китайские грузовики теряют позиции: поставки в Россию сократились в 7 раз

21 марта 2025 года стали известны данные, которые могут изменить расстановку сил на российском рынке грузовой техники. За первые два месяца 2025 года объём поставок китайских грузовиков в Россию сократился более чем в 7 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если в начале 2024 года в страну ввезли грузовиков на сотни миллионов долларов, то в январе-феврале 2025 года эта цифра составила всего $40,8 млн. Что стоит за таким резким падением и как это повлияет на рынок?

Согласно данным Главного таможенного управления КНР, экспорт китайской грузовой техники в Россию начал снижаться ещё в октябре 2024 года. После сентябрьского пика в $443 млн, вызванного ожиданием повышения утилизационного сбора, объёмы поставок упали до $100-110 млн в октябре и ноябре. В декабре наблюдался небольшой рост до $207,2 млн, но с начала 2025 года снижение стало ещё более заметным: $24,7 млн в январе и $16,1 млн в феврале.

Китайские грузовики с 2022 года занимали лидирующие позиции на российском рынке. По данным агентства «Автостат», за период с января 2022 по февраль 2025 года в Россию было ввезено более 220 тысяч новых тяжёлых грузовиков массой свыше 16 тонн, причём 93% из них были произведены в Китае. Основными фаворитами стали марки Sitrak и Shacman, на которые пришлось почти половина всех поставок. Также популярностью пользовались FAW, Dongfeng, Howo и Foton.

Эксперты связывают резкое сокращение поставок с несколькими факторами:

  • Изменение таможенной политики. Увеличение утилизационного сбора, которое ожидалось в конце 2024 года, спровоцировало ажиотажный спрос на китайские грузовики в сентябре. После этого рынок начал стабилизироваться.
  • Рост конкуренции. Российские производители и другие иностранные бренды начали активнее бороться за долю на рынке, предлагая более выгодные условия.
  • Экономические факторы. Снижение спроса на грузовые перевозки или изменение логистических цепочек могли повлиять на объёмы закупок.

Сокращение поставок китайских грузовиков открывает новые возможности для других игроков. Российские производители, такие как КАМАЗ и ГАЗ, могут укрепить свои позиции, предлагая клиентам более доступные или технологичные решения. Кроме того, на рынок могут активнее выйти европейские или корейские бренды, которые ранее уступали китайским конкурентам по цене.

Несмотря на текущее снижение, китайские производители вряд ли полностью уйдут с российского рынка. Их техника уже завоевала доверие благодаря доступности, надёжности и широкой сервисной сети. Однако в ближайшее время им придётся адаптироваться к новым условиям, возможно, снижая цены или предлагая дополнительные услуги.

Рынок грузовой техники в России продолжает меняться. Сокращение поставок из Китая — это не только вызов для китайских производителей, но и возможность для других игроков заявить о себе. В ближайшие месяцы стоит ожидать усиления конкуренции, что в конечном итоге может привести к снижению цен и улучшению качества обслуживания для конечных потребителей.

Однозначно, 2025 год станет переломным для российского рынка грузовиков, и китайские бренды, чтобы сохранить свои позиции, должны будут предложить что-то действительно уникальное.

Ранее мы рассказывали о том, что челябинский ДСТ-Урал запускает производство экскаваторов.