Минский тракторный завод выпускает большое разнообразие самоходной спецтехники, которая пользуется широкой популярностью в странах бывшего СНГ. Среди ассортимента машин есть сельхозтехника разных классов - от компактных мотоблоков до суперпроизводительных тракторов высокого тягового класса. Мы расскажем в этой статье о том, какой ассортимент тракторов предлагается под маркой Беларус, и о том, как выбрать подходящую модель для выполнения конкретных строительных, сельскохозяйственных, фермерских и коммунальных задач.
Подробнее: Тракторы МТЗ: какой подойдет вам? Выбираем подходящего Беларуса
Сцепление на тракторах Т-150 и Т-150К отвечает за плавное трогание с места. Важную роль в этом играет исправность модуля и его правильная регулировка. Как устроено сцепление на колесном и гусеничном Т-150, из каких деталей состоит, как произвести замену запчастей и регулировку — на эти и другие вопросы дадим ответ в этой статье.
Содержание
Роль сцепления на Т-150 и Т-150К
Сцепление является одним из ключевых элементов трансмиссии. Оно берет на себя большую часть энергии при выборе скоростей и защищает трактор от перегрузок путем гашения колебаний.
Принцип работы этого модуля на тракторах Т-150 и Т-150К ничем не отличается от механики его функционирования на легковых авто. Оно отсоединяет мотор от трансмиссии, а также соединяет их, когда требуется переключить скорость. Необходимость установки сцепления связана с тем, что двигатель работает непрерывно, а колеса — нет. Если бы на Т-150 не было сцепления, приходилось бы выключать мотор каждый раз, когда трактор останавливается. При старте данный узел снова совмещает крутящийся двигатель и статичную коробку, аккуратно соединяя валы между собой. За счет этого трактор мягко трогается с места.
Сцепления Т-150 и Т-150К: что общего и чем различаются
Конструкция сцепления на гусеничном Т-150 и колесном Т-150К максимально схожа, но различия все же имеются — в деталях механизма привода. Корпус сцепления гусеничного трактора непрямую соединен с корпусом трансмиссии. У колесной модификации между ними монтируется проставочный корпус. Из-за такой разницы в установке вал сцепления Т-150К длиннее, чем у Т-150.
Еще одно различие в конструкции сцеплений колесного и гусеничного тракторов кроется в сервомеханизме, который устанавливается для сокращения энергии, затрачиваемой для выключения муфты. В зависимости от модификации монтируется усилитель:
- на пневматике (на колесной версии);
- на механике (на версии с гусеницами).
Схема механического сервомеханизма сцепления Т-150
Привод выключения муфты сцепления схематически изображен на этом рисунке. Цифрами обозначены следующие детали:
- педаль;
- двухплечий рычаг;
- серьга;
- тяга;
- пружинный элемент;
- соед. тяга;
- опорная деталь;
- корпус выжимн. подшипника;
- гайка для регулировки;
- стопор;
- болт пружинного стопора;
- вилка;
- кольцо рычагов для отжима;
- упорный элемент;
- рычаг.
Пружина механического сервомеханизма при включенной муфте сцепления трактора Т-150 максимально уводит педаль в крайнее положение назад. Удержание ножной педали производится путем воздействия серьги усилителя на меньший выступ двухплечего рычага. При вдавливании педали пружина растягивается. После этого происходит сжатие пружины, что приводит к повороту двухплечего рычага. Следствием этого является отключение муфты сцепления гусеничного Т-150.
Схема пневматического сервомеханизма сцепления Т-150К
На схеме привода выключения муфты сцепления колесного трактора отмечены следующие цифровые обозначения:
- педаль;
- рычаг;
- рычажная тяга;
- следящее устройтво;
- шланг отвода;
- выжимной подшипник;
- гайка для регулировки;
- пружинный стопор;
- болт пружинного стопора;
- вилка;
- упор выжимн. подшипника;
- кольцо отжимающих рычажков;
- рычаг;
- шланг подвода.
Корпус устройства слежения пневмо сервомеханизма сцепления трактора Т-150К соединяется с тягой. На корпусе муфты расположена пневматическая камера, которая при помощи трубопроводов соединена со следящим устройством.
Корзина сцепления тракторов Т-150/Т-150К
При вдавленной педали плунжер сдвигается вдоль своей оси, открывая клапан. Через образовавшееся отверстие воздух, находящийся под давлением, поступает в воздушно-компрессионную камеру. Это приводит к перемещению штока камеры, который в свою очередь останавливает муфту сцепления Т-150К. Если отпустить педаль, плунжер перестает давить на клапан, и он закрывает отверстие, перемещаясь в первоначальное положение.
Особенности конструкции сцепления на разных модификациях Т-150/Т-150К
За годы производства гусеничных и колесных тракторов было выпущено множество разнообразных модификаций. И для разных вариаций спецтехники предлагались отличные варианты сцепления.
На большинстве тракторов серии Т-150 монтировались фрикционные двухдисковые муфты сухого типа, которые были постоянно замкнуты. Но можно встретить и однодисковое сцепление. Изначально диски производились из сплавов с высоким содержанием асбеста, но в последние годы состав материала изменился.
Виды сцепления и детали с каталожными номерами для Т-150/Т-150К с двигателями СМД-60, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, Дойц, МАЗ
Чтобы было проще ориентироваться в разнообразии деталей и их назначении, предлагаем следующую таблицу.
Каталожный номер запчасти
|
Название детали
|
Для какого двигателя подходят
|
Особенности
|
151.21.021-3
|
Корпус муфты
|
ставятся с мотором СМД-60
|
|
150.21.022-2A
|
Корзина
|
|
150.21.222
|
Стакан выжимн. подшипника
|
|
01M-2126
|
Вилка включающая
|
подходит для двигателя Дойц
|
01M-21C9
|
Муфта выкл.
|
|
151.21.034-3
|
Вал муфты сцепления
|
подходит не только для двигателя СМД, но и для ЯМЗ
|
150.21.0243А
|
Ведомый диск с накладками
|
|
172.21.021
|
Корпус муфты сцепления
|
запчасти ставятся с мотором ЯМЗ-236, двудисковое сцепление
|
он же подходит для двигателя Deutz
|
236T-150-1601090
|
Корзина
|
под два диска
|
150.21.222
|
Стакан выжимн. подшипника
|
такой же, как для сцепления Т-150 с СМД-60
|
01М-21 С9
|
Муфта выкл.
|
151.21.034-3
|
Вал муфты
|
150.21.024-3А
|
Ведомый диск (толщина 17) с накладками
|
172.21041
|
Корпус муфты
|
ЯМЗ-236, однодисковое лепестковое сцепление
|
|
181.1601090
|
Корзина сцепления лепестковая
|
под один диск
|
171.21.222
|
Стакан подшипника выжмного
|
|
172.21121
|
Вилка включения
|
|
172.21.032/034
|
Муфта в сборке выключения сцепления/вал
|
|
172.21.024
|
Диск ведомый с накладками (толщина 24)
|
|
Комплект деталей для замены сцепления Т-150 с СМД-60
Комплект деталей для замены сцепления Т-150 с ЯМЗ-236
Для замены деталей на сцеплении трактора Т-150 с двигателем Deutz корзина с диском и подшипником идет в сборке, что очень удобно. Но при необходимости запчасти можно найти и по отдельности.
Техническое обслуживание сцепления трактора Т-150/Т-150К
С учетом специфики работы спецтехники периодичность технического обслуживания для нее определяется не пробегом или временем, как у легковых и коммерческих автомобилей, а мото-часами. По нормам безопасности, сроки проведения ТО не могут превышаться больше, чем на 10 %. Также иногда интервалы обслуживания определяются по расходу топлива, но при некорректно отрегулированном моторе эти параметры могут искажать картину.
Для тракторов Т-150 и Т-150К определяют следующие виды технического обслуживания:
- ЕТО — проводится после каждой рабочей смены на тракторе;
- ТО-1 — с интервалом 125 мото-часов;
- ТО-2 — с интервалом 500 мото-часов (для старых моделей ресурс составляет 240 часов);
- ТО-3 — с интервалом 1000 мото-часов.
Также предусмотрено сезонное обслуживание, которое проводится дважды в год, при подготовке Т-150 к смене сезона.
Проверка работы сцепления на Т-150/Т-150К
Проверка общего технического состояния, промывка и замена масла в сцеплении тракторов Т-150 выполняется в рамках третьего ТО. Для этого запускают мотор, включают передачу и выбирают среднюю частоту вращения коленвала. Трактор, который двигается по ровному участку, затормаживается, при этом сцепление остается включенным. При нормальной работе узла движок должен остановиться. Если же он сбавляет обороты, но не останавливается, диски сцепления пробуксовывают.
Диск сцепления Т-150К со следами износа
Следующий шаг — визуальная проверка сцепления. Для этого трактор останавливают и выключают двигатель. Если при открытии люка виден дым, ощущается сильный нагрев корпуса, присутствует характерный запах и т.д. — это также свидетельствует о пробуксовке дисков.
Исправить ситуацию может промывка дисков сцепления. Для этого узел останавливают и прокручивают коленвал вручную. В процессе диски промывают керосином или бензином. После того, как технические жидкости полностью стекут, нужно еще раз проверить диски сцепления Т-150 на пробуксовку. Если промывка не помогла избавиться от проблемы, возможно, потребуется заменить фрикционные накладки.
Новые диски сцепления трактора Т-150
Как отрегулировать сцепление на Т-150/Т-150К
Сцепление на тракторах Т-150 и Т-150К нуждается в точной настройке, потому что даже при небольших отклонениях система будет функционировать некорректно. Как отрегулировать сцепление, разберем на примерах часто встречающихся неисправностей.
Чтобы муфта сцепления могла корректно работать, между выжимным подшипником и кольцом отжимных рычагов в выключенном состоянии должен присутствовать зазор 0,4 см. Чем сильнее изнашиваются накладки дисков, тем меньше становится зазор. Со временем он может исчезнуть полностью, что приведет к пробуксовке или полному отказу сцепления.
Излишне большое расстояние также негативно сказывается на функционировании трансмиссии трактора Т-150. Могут появиться проблемы с переключением скоростей и троганием машины с места. Также при этом усиливается износ фрикционных накладок. Поэтому главной манипуляцией при регулировке сцепления Т-150 является выставление правильного расстояния для зазора. Основные шаги следующие:
- ослабить обратные гайки;
- вкручивать или выкручивать тягу (для увеличения/уменьшения зазора соответственно);
- затянуть контргайки;
- измерить расстояние.
Корпус сцепления Т-150К
Если изменяя положение тяги, не получается выставить нужный зазор, его корректируют, регулируя положение отжимных рычагов корзины сцепления. Для этого выполняют следующие шаги:
- открыть люк и снять крышку;
- вращать коленвал, по очереди ослабляя гайки для регулировки;
- изменить длину тяги, добиваясь нужного зазора;
- включить муфту и оценить правильность регулировки;
- затянуть регулировочные гайки.
Также может потребоваться регулировка тормозка Т-150.
Вам будет интересно:
Самое интересное: ТОП статьи по спецтехнике
Самое интересное о спецтехнике читайте в разделе "Новости спецтехники"!
Белорусские тракторы МТЗ являются универсальными и могут достаточно легко модернизируются под выполнение конкретных узкоспециализированных работ. В частности, у моделей МТЗ-80 и МТЗ-82 есть возможность относительно быстро поменять размер колеи для работы с разными сельхозкультурами и сменить колеса.
Подбор дисков и шин как раз является одним из способов специализировать эти универсальные белорусские тракторы.
Классификация колесных дисков
Учитывая, что на этой спецтехнике передние и задние колеса имеют разный размер, диски также делятся по месту установки на:
Размеры колесных дисков на тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 стандартизируются по ГОСТу 10410-82. Наиболее распространенными являются следующие:
- Спереди: d 20 дюймов, ширина 9 дюймов (на них устанавливаются шины шириной 11,2 дюйма).
- Сзади: d 38 дюймов, ширина 14 дюймов (для установки колес шириной 15,5 и 16,9 дюймов).
Стоит отметить, что помимо стандартизированных размеров существуют и другие колесные диски, предназначенные для выполнения на тракторе МТЗ узкоспециализированных задач.
Варианты ширины
Что касается выбора дисков по ширине, наиболее распространенными типоразмерами для тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 являются следующие:
- узкие — 4,5 и 5,5 дюймов (под d 16 и 20 дюймов);
- медиум — от 8 до 14 дюймов с шагом 2 дюйма (под d 16, 20, 24, 30, 38 дюймов);
- широкие — 15, 16 и 18 дюймов (под d 30, 34, 38 и 42 дюйма).
Подбирая колесные диски для тракторов, надо помнить о том, что их ширина всегда меньше, чем у шин. Обычно разница составляет пару дюймов. К примеру, под колеса 15,5 дюйма лучше подойдут диски на 14 дюймов.
Помимо одинарных колесных дисков для тракторов МТЗ существуют сдвоенные. Они предназначены для установки двух шин на один диск. Это необходимо в том случае, когда требуется снизить давление трактора на поверхность. В частности, это актуально при работе на мягких почвах, в заболоченной области и т.д.
Производство колесных дисков для тракторов МТЗ
По способу изготовления тракторные колесные диски можно встретить:
- сварные — они неразборные, у таких конструкций диск непосредственно приварен к ободу;
- сборные — у таких конструкций опорный диск и обод не соединены жестко, они крепятся друг к другу при помощи болтовой арматуры.
Сварные диски для тракторов МТЗ более доступные по цене, но не отличаются большой универсальностью, поскольку менять размер колес можно дискретно, с заданным шагом. Разборные диски в этом отношении практичнее. Но такая вариативность допускается только для передних колес. Задние диски для тракторов МТЗ всегда сварные. У большинства конструкций обод подваривается точечно, но в случае дисков под узкие колеса шов сварки идет по всему периметру.
Если вам надо подобрать обода и диски для тракторов МТЗ или любой другой спецтехники, посмотрите различные варианты в каталоге: https://www.10-16-5.ru/diski-oboda-dlya-spectehniki.
Вам будет интересно:
Самое интересное: ТОП статьи по спецтехнике
Самое интересное о спецтехнике читайте в разделе "Новости спецтехники"!
Содержание:
Тракторы Т-150К и его гусеничная вариация Т-150 считаются одними из самых известных моделей ХТЗ. За десятки лет эти машины не утратили актуальности, и с некоторыми модификациями производятся по сей день.
Одной из причин столь широкого распространения Т-150 и Т-150К является то, что эти тракторы унифицированные. Это означает, что они имеют максимально схожую конструкцию, и большинство деталей взаимозаменяемые. Но это не относится к коробке передач — она у тракторов Т-150 и Т-150К имеет разную конструкцию.
Какой принцип работы трансмиссии, ее схема, устройство, особенности ремонта и различия между КПП трактора Т-150 с колесами и его гусеничной версии — об этом пойдет речь дальше в статье.
Общие характеристики КПП Т-150К
На колесной модификации стоит механическая КПП (151б 37.005). У раздаточной коробки есть несколько рабочих диапазонов:
- замедленный,
- рабочий,
- транспортный,
- для перемещения задним ходом.
В каждом диапазоне механической коробки есть несколько скоростей (4-е). Их выбор выполняется гидроподвижными муфтами — и при этом не прерывается поток мощности.
Чтобы перевести механическую коробку передач Т-150К с одного диапазона на другой, нужно остановить трактор.
Вес коробки — 575 кг.
Общие характеристики коробки передач Т-150 гусеничного трактора
На гусеничном Т-150 коробка передач также имеет четыре диапазона: они совпадают с теми, которые есть на трансмиссии колесной машины. В каждом диапазоне есть по четыре передачи, переключение которых выполняется без прерывания мощностного потока.
Вторичный вал КПП Т-150 оборудован отдельными гидроподжимными муфтами. Они служат для того, чтобы соединить вал с главными шестернями каждой из четырех скоростей.
Различие коробки передач у Т-150 и Т-150К
Главное отличие КПП заключается в том, что на гусеничной машине для переключения скоростей не надо останавливаться. Это стало возможно благодаря особому устройству коробки на Т-150. У нее сначала подключается гидроподжимная муфта новой передачи и лишь затем отключается муфта предыдущей. Получается, что мгновение работают обе муфты. Таким образом переключение коробки передач Т-150 производится неразрывно. Но для смены рабочего диапазона гусеничный трактор все равно надо останавливать.
Устройство КПП Т-150 и Т-150К: гидравлическая, механическая, с ходоуменьшителем
На подавляющем большинстве тракторов Т-150 и Т-150К устройство коробки передач гидромеханическое. Это означает, что сама трансмиссия — «механика», но управляется при помощи гидравлики. Такое устройство КПП на Т-150К позволило сделать переключение передач неразрывным, что положительно сказывается на эффективности работы и позволяет при необходимости повысить тяговое усилие.
Но существует на Т-150К механическая КПП с другим устройством — без гидравлики. Такие машины выпускались в середине 90-х годов, и их относительно мало. Тем не менее в некоторые регионы они поставлялись партиями, поэтому достаточно распространены.
Слева на фото гидромеханическая трансмиссия, а справа - полностью механическая.
Многие виды сельскохозяйственных работ выполняются на низких скоростях, поэтому в устройстве КПП Т-150К присутствует ходоуменьшитель. У колесного и гусеничного тракторов редуктор является несъемным, демонтировать с трансмиссии его нельзя.
Трансмиссия с ходоуменьшителем.
Первичный вал имеет промежуточное соединение с валом сцепления. У большинства спецтехники эти соединения мягкие — в них используются резиновые упругие прокладки. Но в схеме коробки Т-150 и Т-150К присутствуют только металлические детали, поэтому такие промежуточные соединения относятся к жестким.
На схеме коробки трактора Т-150 показано одинарное и комбинированное жесткое промежуточное соединение со следующими обозначениями:
- Вал сцепления.
- Первичный вал КПП Т-150/Т-150К.
- Палец.
- Втулка КПП Т-150.
- Зубчатый венец.
- Шестерня КПП Т-150.
Зависимость скорости движения трактора от выбранного диапазона и передачи для современных Т-150 следующая:
Схема коробки передач Т-150 с обозначениями
Общий вид коробки переключения передач Т-150 представлен на следующей схеме.
Были использованы обозначения:
- Промежуточный приводной вал.
- Первичный вал.
- Крышка.
- Выход на рукоять смены скоростей.
- Защитный кожух.
- Рычаг пуска насоса КПП Т-150.
- Вал отбора мощности.
- Круглый фланец.
- Тормоз.
- Гидропанель.
- Вал контроля левого клапана для сброса давления коробки трактора Т-150 .
- Корпус.
- Защитная металлическая пластина.
- Распределитель.
Схематическое расположение валов выглядит следующим образом:
- Заднего хода и замедленных передач.
- Первичный.
- Промежуточный.
- Правый вторичный.
- Левый вторичный.
Переключение КПП на Т-150 старого и нового образца
В какое положение перевести рычаг для выбора нужной скорости зависит от года выпуска машины. Тракторы, выпущенные до 1983 года, относятся к моделям старого образца.
Для выпущенных после 83-го тракторов Т-150 схема коробки передач изменилась. У них увеличилось до 40000 Н тяговое усилие, устанавливаются усиленные подшипники и зубчатые соединения. Также в коробке нового образца стоит универсальный скоростной редуктор.
Схема переключения КПП Т-150 старого и нового образца в сравнении представлена ниже.
Схема КПП Т-150К с обозначениями
Если проводить разбор коробки Т-150К, то можно увидеть, что трансмиссия представляет собой двухкомпонентный модуль:
- непосредственно сама коробка передач;
- раздаточная коробка.
Они жестко соединены друг с другом при помощи болтового крепления и работают в тандеме.
Схема КПП Т-150К с обозначениями представлена ниже.
На схеме цифрами обозначены следующие детали «механики» колесной машины:
1. Шестеренка, включающая передний мост.
2-3. Приводной вал пер. моста/уменьшения ряда.
4-5. Гидроподжимные муфты.
6, 8-9. Вал вторичный/приводной ВОМ/первичный.
7. Распределитель гидравлики.
10-13. Ведущие шестеренки передач.
14. Рычаг, с помощью которого меняются диапазоны.
15-16. Шестерня/валик включения заднего хода.
17. Модуль блокирования выбора рядов.
18-19. Рычаги включения переднего моста/управления ВОМ.
20. Шестеренка привода насоса КПП Т-150К.
21-22. Главные шестерни 3-го и 2-го диапазонов.
23. Первичн. вал раздатки. 24. Муфта выбора рядов. 25. Приводной вал заднего моста.
Схема переключения КПП Т-150К
Схема переключения передач КПП на Т-150К представлена на фото. Для регулирования скорости движения трактора используются два рычага: левый переключает диапазоны, а правый — передачи.
Каталог деталей на коробку Т-150 и Т-150К
Чтобы не ошибиться при выборе запчастей на коробку Т-150/Т-150К, необходимо ориентироваться на артикульный номер детали. Также надо помнить о том, что далеко не все запчасти для колесного и гусеничного тракторов совпадают — в их трансмиссиях есть значительные различия.
Схема сборки коробки на Т-150 представлена ниже.
Таблица с каталогом деталей КПП трактора Т-150/Т-150К
(чтобы перейти в низ каталога запчастей, нажмите тут)
Номер на схеме
|
Артикул
|
Название детали
|
1
|
151.37.010
|
Муфта в сборе с шестернями
|
2
|
151.37.011-1
|
Муфта задняя с шестернями в сборе
|
3
|
150.37.025-1
|
Распределитель КПП Т-150/Т-150К
|
4
|
150.37.037-2
|
Втор. вал
|
5
|
151.37.199
|
Шаиба
|
6
|
151.37.207-6
|
Шестеренка ведущая вторичного вала
|
7
|
151.37.212-4
|
Втулка вторичного вала
|
8
|
151.37.216
|
Стакан нижний вторичного вала
|
9
|
151.37.223
|
Упорная шаиба с бортиком
|
10
|
151.37.235-5
|
Шестеренка втор. вала
|
11
|
151.37.264-2
|
Рычаг распределителя
|
12/13
|
151.37.269/151.37.270
|
Шайба С/И/Шайба стоп.втор вала Т-150
|
14
|
125.37.219A
|
Нижний стакан подшипника
|
15
|
125.37.246
|
Крепеж цилиндрический
|
16
|
150.37.125-2
|
Втор. вал
|
17
|
150.37.143-1
|
Прокладка распределителя
|
18
|
150.37.149
|
Шайбочка типа «замок» на ХТЗ
|
19
|
150.37.259
|
Дроссель
|
20
|
150.37.333Б
|
Кольцо уплотнительное для втор. вала (пластмасса)
|
21
|
150.37.338
|
Болт (d30)
|
22
|
150.37.420
|
Гайка
|
23/24/25
|
M10x30/ M12x30/ М12х35
|
Крепежи шестигранные, с уменьшенной головкой
|
26
|
2С120.13941
|
Стопорное кольцо
|
27/28
|
311/313.8338
|
Подшипники
|
29
|
КГ1/4
|
Пробка межосевого дифференциала
|
30/31
|
1065Г/1265Г.6402
|
Шайбы
|
Замена масла в КПП Т-150/Т-150К: сколько масла в коробке, какое и как залить
На КПП Т-150 и Т-150К нужна регулярная замена масла, чтобы трактор длительное время сохранял свои рабочие характеристики. Важно использовать рекомендованные технические жидкости и расходники: только они обеспечат оптимальные условия для работающей с нагрузками трансмиссии. Аналоги и заменители стоит подбирать с большой осторожностью — и только тогда, когда нет возможности достать рекомендованные техжидкости.
Сколько масла в коробке Т-150?
Проверить уровень масла в коробке Т-150/Т-150К можно, заглянув через специальное смотровое окно, расположенное на корпусе трансмиссии.
Как залить масло в коробку Т-150/Т-150К
Вне зависимости от того, сколько масла в КПП, его нужно полностью сливать дважды в год — при смене сезона и установке нового масляного фильтра.
На гусеничном Т-150 масло доливается только при работающем моторе: двигатель должен проработать хотя бы пять минут после пуска. При включенной силовой установке также контролируется уровень масла в смотровом окне.
Для колесного Т-150К, напротив, все операции выполняются только при остановленном двигателе.
Какое масло залить в коробку передач Т-150/Т-150К?
Для КПП, гидросистемы и редуктора рекомендуется применять одно масло. Оно подбирается в зависимости от температурных условий.
Какое масло подойдет для КПП Т-150/Т-150К, можно посмотреть по таблице:
Рекомендованные
|
Аналоги
|
Выше нуля
|
Ниже нуля
|
Выше нуля
|
Ниже нуля
|
Дизельное масло М10Г2к
|
Моторное масло М8Г2к
|
Всесезонные дизельные масла М10В2/М12В2
|
Дизельное масло ДС-8 (селективной очистки), масла М8Б/М8В
|
Если надо работать при температуре ниже 20 градусов мороза, к двум частям объема масла в КПП Т-150 надо добавить одну часть веретенного масла АУ. Если нет возможности залить в коробку подходящее зимнее масло, то для работы при температуре ниже нуля можно добавить к двум частям летней техжидкости одну часть веретенного масла АУ. Но все же настоятельно рекомендуется использовать специальные масла — тогда трансмиссия дольше прослужит без капитального ремонта.
Как проверить давление в КПП Т-150/Т-150К
Для контроля за давлением в КПП Т-150/Т-150К необходимо следить за показаниями манометра, размещенного на панели.
Настройка и ремонт трансмиссии
Чтобы как можно реже требовался разбор и ремонт коробки передач трактора Т-150, КПП нуждается в настройке и регулировке. Ниже приводится схема механизма переключения рядов трансмиссии для гусеничного и колесного тракторов.
Для регулировки необходимо:
- выжать сцепление;
- установить трансмиссии гусеничного и колесного тракторов в соответствующие положения, показанные на схеме;
- навинчивая вилку (3), добиться того, чтобы отверстие в ней оказалось напротив пальца (5);
- соединить сцепление с рычагом блокировочного валика.
Если настройка и ремонт КПП трактора Т-150/Т-150К были выполнены верно, то при включенном сцеплении должно быть невозможно переключение скоростей. Включение передач допускается только при отжатом сцеплении. Если результат устроил, необходимо затянуть контргайку (2) и зашплинтовать палец.
Вам будет интересно:
Самое интересное: ТОП статьи по спецтехнике
Самое интересное о спецтехнике читайте в разделе "Новости спецтехники"!
Содержание:
Тракторы Т-150 и Т-150К разрабатывались инженерами Харьковского тракторного завода. Эта модель сменила другую оригинальную разработку ХТЗ — Т-125, выпуск которой прекратили в 1967 году.
Т-150 был в разработке несколько лет и поступил в серийное производство в 1971 году. Изначально это была модель Т-150К — трактор на колесной базе. С 1974 года начался выпуск гусеничного трактора с маркировкой Т-150.
Принцип, заложенный инженерами ХТЗ при разработке Т-150 и Т-150 К, заключался в максимальной унификации этих моделей. Колесный и гусеничный тракторы имеют настолько схожую конструкцию, насколько это возможно с учетом разных движителей. В этой связи большинство запчастей и узлов маркируются для Т-150, но подразумевается, что они подходят и колесному трактору Т-150К.
Двигатели, устанавливаемые на трактор Т-150
Моторы на тракторах Т-150 и Т-150К имеют переднее расположение. К агрегату через муфту подключается сцепление и коробка передач. На колесные и гусеничные тракторы Т-150 устанавливались двигатели:
Двигатель Т-150 СМД-60
На первых тракторах Т-150 был дизельный двигатель СМД-60. Мотор имел принципиально отличную конструкцию для того времени и сильно отличался от других агрегатов для спецтехники.
Двигатель Т-150 СМД-60 является четырехтактным, короткоходовым. У него шесть цилиндров, расположенных в 2 ряда. Мотор турбированный, имеет системы жидкостного охлаждения и непосредственного впрыска топлива.
Особенностью двигателя трактора Т-150 СМД-60 является то, что цилиндры располагаются не друг напротив друга, а со смещением на 3,6 см. Это было сделано для того, чтобы установить на одну шатунную шейку коленвала шатуны противоположных цилиндров.
Конфигурация двигателя Т-150 СМД-60 кардинально отличалась от строения других тракторных моторов того времени. Цилиндры движка имели V-образную компоновку, что сделало его намного компактнее и легче. В развале цилиндров инженеры расположили турбонагнетатель и выпускные коллекторы. Подающий дизель насос марки НД-22/6Б4 размещен сзади.
Двигатель СМД-60 на Т-150 оснащен полнопоточной центрифугой для очистки моторного масла. Топливных фильтров у мотора два:
- предварительный,
- для тонкой очистки.
Вместо воздушного фильтра на СМД-60 используется установка циклонного типа. Система очистки воздуха автоматически очищает пылесборник.
Особенности двигателя Т-150 СМД-60
На тракторах Т-150 и Т-150К с двигателем СМД-60 использовался дополнительный бензомотор П-350. Этот пусковой двигатель карбюраторного типа, одноцилиндровый, с системой водяного охлаждения генерировал 13,5 л.с. Контур водяного охлаждения у пусковой установки и СМД-60 единый. П-350 в свою очередь запускался стартером СТ-352Д.
Для облегчения запуска в зимнее время (ниже 5 градусов) двигатель СМД-60 оборудовали предпусковым прогревателем ПЖБ-10.
Технические характеристики двигателя СМД-60 на Т-150/Т-150К
Тип двигателя
|
дизельный ДВС
|
Количество тактов
|
четыре
|
Количество цилиндров
|
шесть
|
Порядок работы цилиндров
|
1-4-2-5-3-6
|
Смесеобразование
|
непосредственный впрыск
|
Турбонаддув
|
есть
|
Система охлаждения
|
жидкостная
|
Объем двигателя
|
9,15 л
|
Мощность
|
150 л.с.
|
Обороты
|
2000, мин-1
|
Степень сжатия
|
15
|
Масса двигателя
|
950 кг
|
Средний расход
|
248 г/кВ*ч
|
Двигатель Т-150 СМД-62
Одной из первых модификаций трактора Т-150 стал двигатель СМД-62. Он был разработан на основе движка СМД-60 и во многом имел схожую с ним конструкцию. Главным отличием стала установка компрессора на пневмосистему. Также у двигателя СМД-62 на Т-150 увеличилась мощность до 165 л.с. и число оборотов.
Технические характеристики двигателя СМД-62 на Т-150/Т-150К
Тип двигателя
|
дизельный ДВС
|
Количество тактов
|
четыре
|
Количество цилиндров
|
шесть
|
Порядок работы цилиндров
|
1-4-2-5-3-6
|
Смесеобразование
|
непосредственный впрыск
|
Турбонаддув
|
есть
|
Система охлаждения
|
жидкостная
|
Объем двигателя
|
9,15 л
|
Мощность
|
165 л.с.
|
Обороты
|
2100, мин-1
|
Степень сжатия
|
15
|
Масса двигателя
|
1100 кг
|
Средний расход
|
248 г/кВ*ч
|
Двигатель Т-150 ЯМЗ 236
Более современной модификацией является трактор Т-150 с двигателем ЯМЗ 236. С мотором ЯМЗ-236М2-59 спецтехника производится по сей день.
Необходимость замены силового агрегата назревала годами — мощности первоначального двигателя СМД-60 и его преемника СМД-62 в некоторых ситуациях просто не хватало. Выбор пал на более производительный и экономичный дизельный мотор производства Ярославского моторного завода.
Впервые эту установку в широкое производство запустили в 1961 году, но проект и прототипы существовали с 50-х годов и весьма неплохо себя зарекомендовали. Долгое время двигатель ЯМЗ 236 оставался одним из лучших дизелей в мире. Несмотря на то, что с момента разработки конструкции прошло почти 70 лет, она остается актуальной до сих пор и используется в том числе в новых современных тракторах.
Особенности двигателя ЯМЗ-236 на Т-150
Трактор Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 серийно выпускался в разных модификациях. В свое время устанавливались и атмосферные моторы, и турбированные. В количественном отношении наиболее популярной стала версия Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 ДЗ — атмосферником с рабочим объемом 11,15 л, крутящим моментом 667 Нм и мощностью 175 л.с., который запускался электростартером.
Технические характеристики двигателя ЯМЗ-236Д3 на Т-150/Т-150К
Тип двигателя
|
дизельный ДВС
|
Количество тактов
|
четыре
|
Количество цилиндров
|
шесть
|
Смесеобразование
|
непосредственный впрыск
|
Турбонаддув
|
нет
|
Система охлаждения
|
жидкостная
|
Объем двигателя
|
11,15 л
|
Мощность
|
175 л.с.
|
Обороты
|
2100, мин-1
|
Масса двигателя
|
1035 кг
|
Средний расход
|
220 г/кВ*ч
|
Двигатель ЯМЗ-236 на современных Т-150
На новые колесные и гусеничные тракторы Т-150 устанавливается двигатель ЯМЗ-236 М2-59. Этот мотор с унифицирован с ЯМЗ-236, который выпускался до 1985 года, и ЯМЗ-236М, выпуск которого прекратился в 1988 г.
Двигатель ЯМЗ-236М2-59 — это дизельный атмосферный движок, непосредственным впрыском топлива и водяным охлаждением. Мотор имеет шесть цилиндров, расположенных V-образно.
Технические характеристики двигателя ЯМЗ-236М2-59 на Т-150/Т-150К
Тип двигателя
|
дизельный ДВС
|
Количество тактов
|
четыре
|
Количество цилиндров
|
шесть
|
Смесеобразование
|
непосредственный впрыск
|
Турбонаддув
|
нет
|
Система охлаждения
|
жидкостная
|
Объем двигателя
|
11,15 л
|
Мощность
|
180 л.с.
|
Обороты
|
2100, мин-1
|
Масса двигателя
|
1185 кг
|
Средний расход
|
245 г/кВ*ч
|
Переоборудование тракторов Т-150: установка неродных двигателей
Одной из причин, по которой тракторы Т-150 и Т-150К получили такую популярность, является их высокая ремонтопригодность и простота обслуживания. Машины можно легко переоборудовать и установить другое, неродное оборудование, которое было бы эффективнее для выполнения конкретных задач.
Одним из направлений переоборудования трактора Т-150 является замена мотора. Двигатели СМД-60 и СМД-62 имеют идентичную геометрию и способы подключения, поэтому установить вместо одного движка другой не составляет труда.
Переоборудование трактора Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 или ЯМЗ-238 (последний мотор часто монтируется на машины самостоятельно) представляет собой более сложную задачу. Самый простой способ модернизации трактора — с помощью специального комплекта для переоборудования. Он стоит в пределах 50 тыс. р и является набором переходников для быстрой установки нового двигателя. Конечно, речь идет о модернизации трактора Т-150 с двигателем СМД-60 или СМД-62. Заменить движки ЯМЗ одной версии на другую можно в большинстве случаев без особых сложностей.
Также востребованной является модернизация по установке мазовского двигателя на Т-150. Конструктивно это самая сложная задача, поскольку придется адаптировать все крепления, детали рамы и трансмиссии.
Вам будет интересно:
Самое интересное: ТОП статьи по спецтехнике
Самое интересное о спецтехнике читайте в разделе "Новости спецтехники"!
Трактор — разновидность самоходной спецтехники, предназначенная для выполнения широкого спектра работ. На нее может устанавливаться прицепное, навесное, полунавесное, стационарное и другое оборудование.
Какие виды тракторов бывают
Отвечая на вопрос, какие виды тракторов бывают, нужно понимать, что они делятся на группы по разным признакам. Тракторы принято делить на типы. Для этого могут использоваться такие признаки, как:
- область применения (спецтехника бывает сельскохозяйственной, лесохозяйственной, промышленной);
- ходовая часть (модели классифицируют на колесные и гусеничные).
Чаще всего трактор можно встретить в сельском хозяйстве, как и многие другие виды спецтехники. Там он используется для проведения важных агротехнологических операций, в числе которых:
- посев;
- уход за растущими на полях культурами;
- уборка урожая.
Более того, тракторы можно применять для первичной обработки почвы. Встречаются даже узкоспециализированные модели. Их конструкцию адаптируют, чтобы использование в таких областях, как, например, рисоводство и виноградарство, было максимально эффективным. Они не попадают под категории того, какие виды тракторов бывают, потому что являются частным случаем.
В промышленности больше распространены тракторы с колесной ходовой частью. Их скорость выше, а маневренность лучше. При этом описывающая ходовую часть формула бывает разной. Здесь все зависит от размера колес, типа привода и прочих важных технических характеристик.
В России основным классификационным критерием того, какие виды тракторов бывают, считается номинальное тяговое усилие, развиваемое на стерни. Ее плотность должна быть средней, а влажность почвы — нормальной (то есть от 8 до 18 %). Важно, чтобы эксплуатационная масса трактора соответствовала той, что прописана в условиях его использования. Буксование должно быть максимальным. Цифра определяется экспертами для каждого типа спецтехники отдельно.
Промышленный трактор обычно выступает как составная часть какого-либо агрегата:
- бульдозера;
- трубоукладчика;
- скрепера.
Такая спецтехника имеет ряд особенностей, заметно отличаясь тем самым от аналогов, используемых в сельском хозяйстве. Прежде всего, тракторы этого вида на протяжении всего срока эксплуатации эксплуатируются с одним типом оборудования. Машины должны быть адаптированы к работе в условиях буксования и способны развивать большое тяговое усилие.
К конструкции ходовой части предъявляют и другие требования. Она должна обеспечивать успешную эксплуатацию трактора в условиях переувлажнения или, напротив, на сухих скальных грунтах. Все же нередко для доставки техники к месту эксплуатации приходится задействовать спецтранспорт.
Какие виды тракторов бывают задействованы в промышленности
Для успешного решения перечисленных выше задач трактор, предназначенный для промышленного использования, должен иметь определенные конструктивные особенности. В их числе — наличие:
- малооборотистого двигателя, для которого характерен высокий крутящий момент;
- гидротрансформатора, обязательно устанавливаемого на тракторы, которые относятся к 15-му и к более высоким тяговым классам;
- коробки передач, смазанной под давлением и оснащенной шестернями постоянного зацепления;
- жесткой подвески и усиленной рамы;
- дополнительной защиты двигателя за счет бронированного капота;
- усиленных шарниров для крепления основных конструктивных элементов;
- гидравлического оборудования, отличающегося повышенной энергоемкостью;
- прозрачных стекол, обеспечивающих водителю лучшую обзорность в переднем направлении.
Промышленный трактор должен иметь центр тяжести, смещенный назад. Связано все с тем, что при использовании такой спецтехники в составе бульдозерного агрегата до 20 % веса приходится на отвал. Если последний отсутствует, следует непременно позаботиться о противовесе.
Поскольку средняя скорость передвижения, характерная для промышленных тракторов, является невысокой (два-три км/ч), они характеризуются пониженной энергоемкостью. Показатель обычно составляет около 15 л. с. на каждую тонно-силу тяги.
Чтобы промышленный трактор в полной мере мог реализовать мощность своего силового агрегата при работе на особо малых скоростях, разумнее всего установить на него трансмиссию. Она должна относиться к гидромеханическому типу.
Еще одно существенное отличие такой спецтехники от тракторов, используемых в сельском хозяйстве, — их подчеркнуто узкая специализация. Модель изначально проектируется с учетом того, в составе какого промышленного агрегата ее станут использовать в будущем.
Чаще всего промышленный трактор имеет гусеничную базу (все о гусеницах на ДТ-75). Однако в случае, когда ему предстоит работать в тандеме с погрузчиками, а также с некоторыми дорожными машинами, выбор может быть сделан и в пользу колесной модели.
Основные разновидности тракторов
Название спецтехники происходит от латинского слова, означающего в переводе «тягач». Поэтому виды тракторов бывают самые разные. Название прекрасно отражает специфику использования тракторов: они приводят в движение различные модели несамоходных машин и приспособлений.
Основная область применения таких машин — сельское хозяйство. В то же время виды тракторов с определенными модификациями могут успешно эксплуатироваться в строительстве, в коммунальном хозяйстве, при проведении дорожных и ремонтных работ и т. п.
Интересно, что история тракторов насчитывает уже почти две сотни лет. Первые модели, которые приводились в движение силой пара, появились на полях Великобритании и Франции еще в 30-е годы XIX века. К концу столетия общее число таких машин достигло нескольких тысяч. Но сегодня среди всех разновидностей того, какие бывают трактора, паровых не найти — они безнадежно устарели.
А вот гусеничный трактор сконструировали в России. Его изобретателем стал Федор Блинов — крестьянин из Саратовской губернии. Модель тоже использовала силу пара.
Первый трактор, оснащенный двигателем внутреннего сгорания, удалось создать американским инженерам Парру и Харту. С этого момента и внешний вид спецтехники, и ее технические характеристики претерпели лишь незначительные изменения.
Какие бывают гусеничные и колесные трактора: сравниваем и выбираем
До сих пор тракторы делят на две большие группы (на гусеничные и на колесные). Главное преимущество последних заключается в способности передвигаться по асфальтированным дорогам, не нанося им вреда. К тому же такие модели могут развивать довольно высокую скорость.
Оборотная сторона — худшее сцепление с почвой, обуславливающее склонность колесных тракторов к пробуксовыванию. К тому же они не способны развивать большую тягу. Отчасти решить проблему позволил выпуск моделей, снабженных как более широкими колесами, так и системой полного привода.
Гусеничный трактор может развивать значительную силу тяги. При этом он оказывает на почву гораздо меньшее давление. Вот почему спецтехнику такого типа активно используют в сельском хозяйстве. Ну а колесные модели более востребованы в сфере дорожного строительства, ремонта и т. д.
Гусеничные тракторы не способны развивать высокую скорость (она, как правило, не превышает 40 км/ч). К тому же от такой техники серьезно страдает дорожное полотно, по которому она движется. Решает проблему использование специальных резиновых накладок. Самое ценное — то, что они позволяют не только защитить асфальт, но и заметно увеличить срок эксплуатации ходовой части.
Машины обоих типов обычно оснащают дизельными двигателями, что помогает ощутимо снизить эксплуатационные расходы. Колесный трактор управляется так же, как и автомобиль. Его аналог, оснащенный гусеницами, в этом плане больше напоминает танк.
В конструкцию современной спецтехники входит гидравлическая система, позволяющая устанавливать разное навесное, полунавесное, прицепное и другое оборудование.
Какие бывают тракторы по цене: из чего она складывается
На стоимость спецтехники влияют не только особенности ходовой части. Здесь нужно учитывать, к примеру, такие важные аспекты, как функциональные возможности конкретной модели и ее мощность. Из них и складывается цена трактора. Также важно помнить: чем длиннее цепочка посредников, тем дороже в конечном счете обходится клиенту покупка.
Сегодня российские предприятия (а также белорусский МТЗ) производят спецтехнику, в том числе тракторы, отвечающую мировым стандартам качества. Техника экономично расходует топливо, что позволяет заметно снизить расходы на эксплуатацию. Современные трансмиссии отечественного производства отличаются надежностью и обеспечивают простоту управления тракторами. Выбирая среди ассортимента того, какие бывают тракторы, нужно в первую очередь обращать внимание на стоимость эксплуатации — в конечном счете модели с низкими эксплуатационными расходами станут более выгодной покупкой.
Производители предлагают впечатляющий модельный ряд, а значит, вы сможете подобрать спецтехнику, которая идеальным образом подойдет как по техническим характеристикам, так и по стоимости. Таким образом, купить трактор российского производства стоит тем, кто хочет сделать ставку на современные технологии, доступную цену и высокую производительность.
Самое интересное: ТОП статьи по спецтехнике
Самое интересное о спецтехнике читайте в разделе "Новости спецтехники"!
Содержание
Тракторы ДТ 75 используются повсеместно. Несмотря на большое разнообразие импортной спецтехники, машины производства ВГТЗ не теряют актуальности: доступность запчастей и высокая ремонтопригодность делают их отличным выбором, когда нужны недорогие, но производительные и выносливые тракторы.
Коробка передач ДТ 75: характеристики и общие сведения
На все модификации тракторов ДТ 75, в том числе на самую последнюю версию ДТ-75М, устанавливаются однотипные семиступенчатые механические коробки. Особенностью трансмиссии является наличие дополнительного вала и подвижных шестерней. При такой относительно простой схеме передач ДТ 75 удается добиться множества разнообразных конфигураций — и выбирать оптимальный режим работы в каждом конкретном случае.
Базовая схема коробки ДТ 75 предусматривает восемь скоростных режимов: семь — для движения вперед и одну — для движения назад. Число передач можно увеличить, установив дополнительное оборудование:
- реверс-редуктор,
- ходоуменьшитель.
Принципиальная схема коробки передач ДТ 75 выглядит следующим образом:
- Механизм трансмиссии находится внутри литого металлического корпуса.
- В первом отсеке коробки устанавливаются четыре вала — первичный, вторичный, дополнительный и для заднего хода.
- На валах насажены подвижные шестеренки разного диаметра с различным числом зубьев.
Чтобы начать движение на нужной скорости, шестерни вводятся в зацепление. Для получения нейтрального режима одна из шестерней выводится из зацепления.
Схема КПП ДТ 75 с описанием
На схеме коробки переключения передач ДТ 75 приведены кинематическая проекция (*), схема относительного расположения валов (**) и чертеж расположения рычага при переключении скоростей (***).
Первичный и вторичный валы на схеме переключения КПП ДТ 75 помечены римскими цифрами I и II. Вал заднего хода помечен III, а дополнительный — IV. Арабскими цифрами на схеме коробки ДТ 75 отмечены соответствующие шестеренки.
Крутящий момент от силовой установки посредством сцепления передается на первичный вал. Его ведущая шестерня (1) постоянно зацеплена с шестерней (4) вала заднего хода, которая в свою очередь имеет зацепление с шестерней (5), расположенной на дополнительном валу. На первичном валу есть свободно зафиксированные шестеренки — на схеме переключения скоростей ДТ 75 они помечены 2-3 и 10-11.
На вторичном валу статично зафиксированы ведущая шестерня (14), а также шлицевые шестерни 12-13, блок сдвоенных шестеренок 15-16 и 17. При выборе передач с первой по четвертую происходит зацепление шестеренок первичного и вторичного валов в следующей конфигурации:
- Первая скорость — 10-15.
- Вторая скорость — 11-13.
- Третья скорость — 2-17.
- Четвертая скорость — 3-16.
Передачи с пятой по седьмую включаются с задействованием дополнительного вала. Переключение передач ДТ 75 на схеме выглядит следующим образом:
- Пятая скорость — 1-4-5-6-17 (подключается шестерня (6) дополнительного вала).
- Шестая скорость — 1-4-5-7-17 (подключается шестерня (7) дополнительного вала).
- Седьмая скорость — 1-4-5-8-12 (подключается шестерня (8) дополнительного вала).
Для включения задней скорости большую шестерню из блока 15-16 вторичного вала вводят в зацепление с подвижной шестерней (9) вала заднего хода.
Наглядная схема скоростей ДТ 75 представлена на рисунке.
Соответствующие каждому режиму положения рычага обозначены на схеме переключения скоростей КПП ДТ 75 (***).
Подробная схема коробки передач ДТ 75: фото с увеличением
Приведем самую подробную детализированную схему КПП ДТ 75 с описанием. Фото кликабельное, его можно увеличить.
Расшифровка схемы переключения ДТ 75 собрана в таблицу. Перейти в низ таблицы.
Номер на схеме
|
Название
|
Как искать в каталоге
|
1
|
Прокладка регулировочная 0.15мм, в комплекте четыре штуки
|
77.37.111
|
4
|
Подшипник качения со статичным внешним кольцом, один ряд
|
700409
|
5
|
Шайба
|
77.37.219А
|
6
|
Болт «тройка» М12*25, в сборке шесть штук
|
-
|
8
|
Кольцо пружинное упорное, 3 шт.
|
77.32.121А
|
9
|
Штифт
|
77.37.132
|
10
|
Роликоподшипник радиальный с цилиндрическими роликами
|
32213KM
|
11/14
|
Стакан подшипника и с уплотнительным корпусом в сборке
|
77.37.129-1/021-1
|
16/17
|
Два кольца — пружинное упорное/уплотнительное шлицевое
|
77.37.180A/77.37.127-1
|
20
|
Шестеренка постоянного зацепления ведущая
|
77.37.184А
|
21/22
|
Кольцо уплотнительное/пружинное упорное
|
77.37.131/77.37.130A
|
23
|
Шплинт разводной 3,2*18
|
-
|
25
|
Прокладка крышки КПП
|
77.37.145
|
28
|
Крепеж
|
77.37.221
|
30
|
Болт стопорный
|
77.37.210
|
32
|
Штифт
|
77.37.115
|
35
|
Крышка КПП в сборке
|
77.37.012
|
36
|
Рукоять переключения скоростей
|
77.37.104
|
38
|
Болт М12*35
|
-
|
39
|
Шайба пружинная 12 Н, нужно одиннадцать единиц
|
-
|
40
|
Пружина рычажная
|
77.37.117
|
43
|
Колпачок
|
77.37.120
|
44
|
Чехол
|
77.37.121
|
46
|
Валик блокировочный
|
77.37.160
|
47
|
Шестеренка солнечная, в наборе 2 штуки
|
77.38.012
|
48
|
Фиксатор, нужно четыре единицы
|
77.37.163
|
49
|
Пружина стопора, необходимо 4 шт.
|
54.37.408
|
50
|
Крышка КПП
|
77.37.101
|
53
|
Вилка третьей и четвертой передачи
|
77.37.172
|
60
|
Болт М12*40, для установки нужно четыре детали
|
-
|
63
|
Вал первичный
|
77.37.125-1
|
71
|
Роликоподшипник радиальный с укороченными цилиндрическими роликами
|
2612КМ
|
72
|
Шайба пружинная 16 Н
|
-
|
77
|
Блок шестеренок 1-ой и 4-ой передач
|
77.37.189
|
80, 82
|
Ось вилок нижняя/рычага, две единицы
|
77.37.142-1, 77.37.141
|
83
|
Втулка, 2 ед.
|
77.37.140A
|
85
|
Планка стопорная, нужно две штуки
|
77.37.214
|
86
|
Шпонка-сегмент 4*6,5
|
-
|
87
|
Шайба пружинная 10 Н, в комплекте нужно одиннадцать единиц
|
-
|
88
|
Болт М10*25, для сборки коробки нужно четыре
|
-
|
89/90
|
Планка опорная/разделительная, в комплекте их три
|
77.37.133/77.37.135
|
91, 93
|
Планка переключения вилки пятой и шестой скоростей/боковая
|
77.37.164, 77.37.134
|
95
|
Заглушка 22, 2 шт.
|
-
|
96
|
Проушина
|
77.37.171-1
|
97
|
Болт М12*70
|
-
|
101
|
Болт М10*35, необходимо пять
|
-
|
103
|
Планка переключения вилки 1-ой и 2-ой передач
|
77.37.176
|
105
|
Втулка распорная, четыре шт.
|
77.37.211
|
107
|
Болт М12*60
|
-
|
108
|
Ось вилок
|
77.37.123А
|
111
|
Болт М12*45
|
-
|
112
|
Штифт
|
A38-89
|
115
|
Болт М20*80
|
-
|
116
|
Шайба пружинная 20H
|
-
|
118
|
Вал добавочный со втулкой в сборке
|
77.37.022
|
121
|
Кольцо пружинное упорное, две ед.
|
77.37.209-2
|
123-124
|
Стакан подшипника
|
77.37.108-229
|
125
|
Роликоподшипник радиальный с укороченными цилиндрическими роликами
|
102407
|
130/131
|
Вилка заднего хода/переключения заднего хода в сборке
|
77.37.136A, 77.37.015
|
135
|
Роликоподшипник радиальный с укороченными цилиндрическими роликами, два
|
32605K
|
137
|
Вилка 5-ой и 6-ой скоростей
|
77.37.137
|
142
|
Пробочная крышка
|
77.37.202А
|
144
|
Магнит
|
54.38.602
|
149
|
Болт М8*16, три единицы
|
-
|
151
|
Кольцо
|
77.37.220
|
Где купить качественные и надежные запчасти на ДТ-75, читайте тут.
Схема КПП ДТ 75 с реверсом
На фото изображена КПП ДТ 75 с установленным реверсивным редуктором. Это специальный реверсивный механизм, который делает доступными дополнительные передачи на тракторе ДТ 75 любой модификации. Это делает спецтехнику более универсальной и пригодной к использованию в более сложных условиях.
На схеме сборки реверс у ДТ 75 устанавливается перед коробкой трансмиссии на передней стенке корпуса. Он добавляет трактору три скорости:
- прямую с передаточным числом 1,67;
- заднюю с передаточным числом 1,35;
- прямую с передаточным числом 1.
Таким образом, установленный по правильной схеме реверс-редуктор на КПП ДТ 75 позволяет получить дополнительную пониженную скорость при движении вперед и повышенную — при езде назад.
Подробную схему переключения передач ДТ 75 с редуктором вы найдете тут.
Вам будет интересно:
Самое интересное: ТОП статьи по спецтехнике
Самое интересное о спецтехнике читайте в разделе "Новости спецтехники"!
Реверс-редуктор ДТ-75 — это одноступенчатый механический редуктор, имеющий реверсивный механизм, который значительно расширяет диапазон скоростей коробки передач ДТ-75. Благодаря реверс-редуктору трактор может двигаться как на основных, так и на дополнительных скоростях: пониженных — при движении передним ходом, повышенных — задним ходом.
Реверс-редуктор устанавливается перед коробкой перемены передач на передней плоскости корпуса трансмиссии ДТ-75.
Схема переключения передач ДТ 75 с реверсом
№
|
Наименование
|
Каталожный номер
|
Кол-во на модель
|
1
|
Штифт рычага
|
77.37.116-1
|
1
|
2
|
Шпонка 5х9 ГОСТ 24071-80
|
-
|
1
|
3
|
Рычаг
|
К77.58.214
|
1
|
4
|
Пружина рычага
|
77.37.117
|
1
|
5
|
Шайба сферическая
|
77.37.118
|
1
|
6
|
Прокладка фланца
|
77.37.114
|
2
|
7
|
Колпак
|
77.52.231
|
1
|
8
|
Рычаг
|
78.58.114
|
1
|
9
|
Рукоятка
|
А13.04.000А
|
1
|
10
|
Рычаг
|
78.58.017
|
|
11
|
Кольцо прижимное
|
77.37.122
|
1
|
12
|
Болт М10.6gх30.58.016 ГОСТ 7796-70
|
-
|
2
|
13
|
Шайба 1065Г05 ГОСТ 6402-70
|
-
|
10
|
14
|
Чехол
|
77.37.121
|
1
|
15
|
Палец валика блокировки переднего
|
77.37.165
|
2
|
16
|
Щуп
|
78.58.016
|
|
17
|
Прокладка пробки
|
77.38.203
|
1
|
18
|
Реверс-редуктор
|
78.58.001
|
|
19
|
Болт М10.6gх40.58.016 ГОСТ 7795-70
|
-
|
10
|
20
|
Заглушка 28-08 кп ГОСТ 3111-67
|
-
|
2
|
21
|
Крышка верхняя
|
78.58.109
|
1
|
22
|
Прокладка
|
77.52.230
|
1
|
23
|
Болт стопорный
|
77.37.218
|
2
|
24
|
Штифт
|
77.52.276
|
2
|
25
|
Пружина
|
77.52.256
|
2
|
26
|
Фиксатор
|
77.52.255
|
2
|
27
|
Вилка ведущего вала
|
77.58.014-1
|
|
28
|
Пластина замковая
|
77.52.222
|
1
|
29
|
Обойма
|
77.58.115
|
1
|
30
|
Пластина замковая
|
77.52.254
|
1
|
31
|
Болт М10.6gх20.58.016 ГОСТ 7796-70
|
-
|
4
|
32
|
Вилка ведомого вала
|
77.52.034
|
1
|
33
|
Планка распределительная
|
К77.58.206
|
1
|
34
|
Кольцо уплотнительное
|
77.37.143А
|
2
|
35
|
Валик передний
|
77.52.257
|
1
|
36
|
Валик задний
|
77.52.258
|
1
|
37
|
Серьга
|
77.37.162
|
1
|
38
|
Шайба 10.01 ГОСТ 11371-78
|
-
|
1
|
39
|
Шплинт 3,2х18 ГОСТ 397-79
|
-
|
1
|
40
|
Болт М12.6gх35.58.016 ГОСТ 7796-70
|
-
|
1
|
41
|
Шайба 1265Г05 ГОСТ 6402-70
|
-
|
1
|
42
|
Фланец
|
77.52.260-1
|
1
|
Реверс-редуктор имеет три передачи: «вперед» и «назад» — с передаточными числами соответственно 1,67 и 1,35 и прямую передачу с передаточным числом 1. В сочетании с основными передачами КПП это позволяет трактору в дополнение к основным скоростям передвигаться также на технологических скоростях: на 7-ми пониженных при движении передним ходом и на 7-ми повышенных (на 25% относительно пониженных) — задним ходом.
Конструктивно реверс-редуктор ДТ-75 состоит из ведущего вала, ведомого вала, вала пониженных скоростей, вала реверса, ведущей шестерни, ведомой шестерни, шестерни вала реверса, четырех дополнительных шестерен, рычага переключения, щупа и корпуса заливной горловины.
Схема валов реверса ДТ 75
№
|
Наименование
|
Каталожный номер
|
Кол-во на модель
|
1
|
Обойма
|
77.31.113
|
1
|
2
|
Кольцо СП-93-69-10 ГОСТ 6308-71
|
-
|
1
|
3
|
Кольцо дистанционное
|
77.31.106
|
1
|
4
|
Манжета ГОСТ 8752-79 ОСТ 38 05146-78
|
1.1-70х95-2
|
1
|
5
|
Кольцо стопорное
|
77.55.229
|
1
|
6
|
Шайба маслоотбойная
|
К77.58.104
|
1
|
7
|
Подшипник 311 (55х120х29) ГОСТ 8338-75
|
-
|
1
|
8
|
Кольцо В35 ГОСТ 13942-68
|
-
|
2
|
9
|
Подшипник 407К (35х100х25) ГОСТ 8338-75
|
-
|
2
|
10
|
Стакан подшипника
|
77.37.108
|
1
|
11
|
Шайба упорная
|
77.37.157
|
2
|
12
|
Стакан с кольцом
|
77.52.042
|
1
|
13
|
Подшипник 213 (65х120х23) ГОСТ 8338-75
|
-
|
1
|
14
|
Штифт установочный
|
77.52.228
|
1
|
15
|
Стакан подшипника
|
77.52.218
|
1
|
16
|
Кольцо упорное
|
77.52.217
|
1
|
17
|
Штифт
|
77.38.287
|
2
|
18
|
Штифт установочный
|
77.52.221
|
1
|
19
|
Прокладка
|
77.52.230
|
1
|
20
|
Кольцо 2В120 ГОСТ 13941-68
|
-
|
1
|
21
|
Вал ведомый
|
77.52.208-1
|
1
|
22
|
Кольцо уплотнительное
|
77.55.145А
|
2
|
23
|
Кольцо
|
77.52.266
|
1
|
24
|
Втулка уплотнения
|
77.52.264
|
1
|
25
|
Кольцо
|
77.52.268
|
1
|
26
|
Муфта соединительная
|
77.52.229-1
|
1
|
27
|
Шестерня ведомая
|
77.58.117
|
2
|
28
|
Втулка распорная
|
К77.58.211-1
|
1
|
29
|
Шестерня вала реверса
|
77.58.102
|
1
|
30
|
Вал реверса
|
К77.58.210-1А
|
1
|
31
|
Полукольцо
|
К77.58.220
|
4
|
32
|
Колпачок защитный
|
К77.58.219
|
2
|
33
|
Кольцо 2В55 ГОСТ 13940-68
|
-
|
2
|
34
|
Кольцо стопорное
|
77.52.269
|
1
|
35
|
Подшипник 70-32605К (25х62х24) ГОСТ. 8328-75
|
-
|
2
|
36
|
Кольцо пружинное
|
54.05.436
|
2
|
37
|
Шайба
|
77.52.265
|
1
|
38
|
Кольцо уплотнительное
|
77.38.184А
|
1
|
39
|
Стакан подшипника
|
77.52.237-2
|
1
|
40
|
Кольцо сальника
|
77.52.267
|
1
|
41
|
Кольцо 2В80 ГОСТ 13941-68
|
-
|
1
|
42
|
Шестерня ведомого вала
|
77.52.216-1
|
1
|
43
|
Кольцо 2В65 ГОСТ 13940-68
|
-
|
2
|
44
|
Вал пониженных скоростей
|
К77.58.218А
|
1
|
45
|
Подшипник 292208К (50х80х18) ГОСТ 5377-79
|
-
|
1
|
46
|
Манжета ГОСТ 8752-79 ОСТ 38 05146-78
|
1.1-45х65-2
|
1
|
47
|
Шестерня
|
77.52.215
|
1
|
48
|
Вал ведущий
|
77.52.031-1
|
1
|
49
|
Втулка распорная
|
К77.58.205-1
|
1
|
50
|
Болт М10.6gх30.58.016 ГОСТ 7796-70
|
-
|
2
|
51
|
Пластина замковая
|
77.52.239
|
1
|
52
|
Планка стопорная
|
77.52.238-1Б
|
1
|
53
|
Стакан подшипника
|
77.52.235А
|
1
|
54
|
Кольцо
|
77.41.202А
|
1
|
55
|
Кольцо 2В100 ГОСТ 13941-68
|
-
|
1
|
56
|
Подшипник 32213 КМ (65х120х23) ГОСТ 8328-75
|
-
|
1
|
57
|
Шестерня
|
77.58.101
|
1
|
58
|
Стакан подшипника
|
77.52.220-1
|
1
|
59
|
Втулка распорная
|
К77.58.217
|
1
|
60
|
Шестерня ведущая
|
77.58.116
|
1
|
61
|
Прокладка корпуса увеличителя крутящего момента
|
77.55.190
|
1
|
62
|
Корпус
|
77.58.110
|
1
|
63
|
Прокладка пробки
|
77.37.203
|
1
|
64
|
Пробка сливная с магнитом в сборе
|
77.37.019А
|
1
|
65
|
Шайба 1265Г05 ГОСТ 6402-70
|
-
|
7
|
66
|
Болт М12.6gх45.58.016 ГОСТ 7795-70
|
-
|
1
|
67
|
Стакан подшипника
|
77.52.232
|
1
|
68
|
Пластина запорная
|
77.52.241-2
|
1
|
69
|
Пластина стопорная
|
77.52.270
|
1
|
70
|
Пластина замковая
|
77.52.272-1
|
1
|
71
|
Болт М14х1,5.6gх35.88.40х.016 ГОСТ 7796-70
|
-
|
1
|
72
|
Прокладка
|
77.52.225-1
|
1
|
73
|
Крышка передняя
|
77.52.203-2А
|
1
|
74
|
Шайба 1065Г05 ГОСТ 6402-70
|
-
|
10
|
75
|
Болт М10.6gх40.58.016 ГОСТ 7795-70
|
-
|
8
|
Следует подчеркнуть, что механизмы переключения передач КПП и реверс-редуктора ДТ-75 принципиально не отличаются.
Чтобы предотвратить самопроизвольное выключение шестерен и снизить торцевой износ их зубьев при многочисленных переключениях передач, предусмотрена возможность блокировки реверс-редуктора с главной муфтой сцепления и КПП.
Механизм блокировки — это два валика, фиксаторы и тяга. Валики при помощи тяги соединены с механизмом, выключающим главную муфту сцепления трактора ДТ-75. При ее выключении оба валика поворачиваются следующим образом: гнезда валиков оказываются над фиксаторами, чтобы не препятствовать их подъему при перемещении планок при переключении передач реверс-редуктором.
А вот переключать передачи реверс-редуктором, когда главная муфта сцепления включена, нельзя, потому что гнезда валиков механизма блокировки в этом случае смещены относительно фиксаторов.
Содержание.
Ходовая часть трактора ДТ-75 предназначена для преобразования вращательного движения зубчатого ведущего колеса конечной передачи в поступательное. Она является связующим звеном между корпусом машины и почвой.
Ходовая часть трактора ДТ-75 включает следующие элементы:
- подвеску;
- направляющие колеса;
- амортизаторы пружинного типа;
- поддерживающие ролики;
- гусеницы.
Важно, чтобы каждая гусеница ДТ-75 была в рабочем состоянии и имела необходимое натяжение. В противном случае ухудшится эксплуатация машины, и произойдет перераспределение нагрузки. А это в свою очередь может негативно сказаться на других системах, вызвав их преждевременный износ.
Конструкция гусеницы ДТ-75
Гусеница трактора ДТ-75 имеет довольно простую конструкцию. Она состоит из ряда звеньев, которые шарнирным способом соединены друг с другом при помощи длинных металлических пальцев.
Схематическое изображение гусеницы трактора ДТ-75. Цифрами на рисунке обозначены:
- Трак.
- Шайба.
- Палец.
- Шплинт.
- Ведущее колесо.
Каждый палец гусениц ДТ-75 входит в отверстия проушин звеньев. Чтобы зафиксировать пальцы и предотвратить их выскакивание, с наружной стороны используются штампованные головки. Изнутри палец гусеницы ДТ-75 удерживается плоскими шайбами и шплинтами. Это крепление показано на фото.
На фото выше показано звено гусеницы ДТ-75 (этот элемент еще называется трак гусеницы). Оно представляет собой стальную деталь сложной формы, в которой имеется семь проушин. Они расположены несимметрично: 4 отверстия с одной стороны и 3 — с противоположной. Центральная проушина отличается от остальных: она имеет утолщение, которое помогает зацепляться звену гусеницы ДТ-75 с зубьями ведущего колеса.
В верхней части трака гусеницы находится два выступа. Когда машина приходит в движение, эти гребни проходят между ободами опорных катков. Такая простая особенность в конструкции трака помогает удерживать от смещения нижнюю и верхнюю ветви гусеницы ДТ-75.
Участки трака гусеницы ДТ-75 с уплотнением с внешней стороны образуют после сборки ровную, гладкую металлическую дорожку, по которой легко ходят опорные катки и поддерживающие ролики.
Участки плиты, ограниченные по обе стороны проемом звена и гребнями, служат опорой для ободьев направляющего колеса. От смещения в сторону траки удерживаются приливами в средней части выступов.
С нижней стороны звена гусеницы ДТ-75 отлиты почвозацепы, они располагаются на проушинах. Такие шпоры нужны для того, чтобы создавать требуемое сцепление гусеницы ДТ-75 с грунтом (они хорошо видны на фото ниже). Почвозацепы, за исключением расположенных по краям, выполнены пол углом 20 градусов к оси проушин. Это исключает боковое скольжение машины, когда приходится двигаться по мокрому, размытому или обледенелому грунту.
Боковые площадки трака, которые находятся вне плоскости беговой дорожки, опущены на уровень осей проушин для придания звену гусеницы ДТ-75 большей устойчивости и прочности. С этой же целью проушины и впадины между ними, а также центральный проем и боковые кромки звена гусеницы ДТ-75 имеют внизу ребристую окантовку.
Гусеница ДТ-75: размер, вес и другие характеристики
- Сколько гусениц на ДТ-75?
На трактор ДТ-75 устанавливается по две гусеницы. Ремкомплекты часто также предлагаются с гусеницами в паре. Кстати, они не являются взаимозаменяемыми, т.е. существуют левые и правые гусеницы.
- Какова ширина гусеницы ДТ-75?
Если речь идет о стандартных модификациях гусеничных машин, то ширина гусеницы ДТ-75 составляет 390 мм.
- Сколько весит гусеница ДТ-75?
Вес гусеницы трактора ДТ-75 составляет 382,5 кг. Соответственно, комплект из двух гусениц будет иметь массу 765 кг.
- Сколько траков в гусенице ДТ-75?
В гусеничной цепи трактора ДТ-75 42 звена. Но на б/у гусеницах часто стоит по 41 звену. Это связано с тем, что при активной эксплуатации цепь растягивается, и чтобы сохранить натяжение гусениц ДТ-75, одно звено снимают.
- Какой вес трака гусеницы ДТ-75?
Если вам интересно, сколько весит один трак гусеницы трактора ДТ-75, то для стандартной модификации масса звена составляет 7,81 кг. Также выпускались тракторы ДТ-75 с узкими гусеницами. Если речь идет о таких машинах, то ответ на вопрос, сколько весит звено гусеницы ДТ-75, — 7,3 кг. О других моделях спецтехники читайте на сайте https://spectehnika74.ru/.
- Что такое болотные гусеницы на ДТ-75, чем они отличаются от стандартных?
Тракторы ДТ-75 выпускались в разных версиях, и некоторые машины предназначались для работы в заболоченной местности. Они комплектовались специальными болотными гусеницами, которые имели большую ширину. Вес трака гусеницы на ДТ-75 в этом случае составляет 14,8 кг.
- Размеры пальца гусеницы ДТ-75.
Палец звена гусеницы ДТ-75 имеет в диаметре 22 мм, а в длину — 42 см. Масса пальца гусеницы составляет 1,25 кг.
- Марка стали для пальца гусеницы ДТ-75.
Для производства пальца гусеницы на ДТ-75 используются высокомарганцовистые стали Г12Л, перлитные стали 35Л1 и 45Л1, углеродистые стали 10ХГСНМ, 35ХГСА и т.д.
Как натянуть гусеницу на ДТ-75
Чтобы проверить натяжение гусениц ДТ-75, необходимо установить трактор на ровной и твердой плоскости.
Для натяжки гусеницы ДТ-75 нужно ослабить контргайку регулировочной гайки 12 (она установлена в упорном яблоке). Далее необходимо подать коленчатую ось вперед, постепенно отворачивая регулировочную гайку.
В норме расстояние между концами пальцев траков над поддерживающими валиками и пальцами самого провисшего трака не должно превышать 5 см.
При подтяжке винт натяжного устройства гусеницы ДТ-75 надо обильно смазывать солидолом. Если подтяжка натяжителя гусеницы ДТ-75 не даст нужного результата, цепь необходимо разъединить. После этого надо удалить один трак с пальцем и соединить цепь заново. Постепенно закручивая винт натяжного устройства, находится такое положение цепи гусеницы ДТ-75, при котором расстояние между крайними пальцами укладывается в диапазон 30-50 мм. О том, как выбрать запчасти для ДТ-75 и не купить подделку, читайте тут.
Резиновые гусеницы на ДТ-75
Для тракторов ДТ-75 существует множество доработок, многие из которых не являются официальными, но все равно используются для решения специфических задач. В частности, были разработаны резиновые гусеницы на ДТ-75 для работы на сенокосе, на сборе урожая и т.д.
У такой резиновой гусеницы каждый трак выполнен по принципу покрышки и заполнен ППУ. Благодаря пористому заполнению звенья получаются очень мягкими и легко гнутся. В результате давление на почту снижается в десятки раз.
Каркас трака гусеницы ДТ-75 изготавливается из марганцевого сплава. И в случае с резиновыми гусеницами пальцы имеют больший диаметр — в пределах 25 мм.
Вам будет интересно:
Самое интересное: ТОП статьи по спецтехнике
Самое интересное о спецтехнике читайте в разделе "Новости спецтехники"!
Трактор Т-25А. Универсальный колесный трактор Т-25А, тягового класса 0,6 т, предназначен для предпосевной обработки почвы, посева, ухода за посевами, междурядной обработки, работы в садах и виноградниках, работы на фермах, транспортных работах.
Подробнее: Трактор Т-25А технические характеристики