Содержание
- Общая информация об ЛТЗ-60
- Модификации трактора
- Технические характеристики и устройство
Трактор ЛТЗ 60 в России в свое время стал настоящей легендой. Выпущенный на смену морально устаревшему Т-40, он по многим параметрам превосходил основных конкурентов, которые были на тот момент на сельскохозяйственном рынке. Трактор относится к 1,4 тяговому классу и является настоящим универсалом — за время производства для машины было выпущено порядка 120 навесок. Но самой популярной модификацией стал ЛТЗ 60 с куном.
Фото трактора ЛТЗ-60 АВ с куном
В России трактор ЛТЗ 60 получил настолько широкое распространение, что использовался практически во всех сферах промышленности и хозяйства. Спецтехника активно задействуется при проведении следующих работ:
- вспашка;
- посев зерновых и кормовых многолетников;
- уборка кукурузы, корнеплодов, зерновых и прочих культур;
- погрузочно-разгрузочные манипуляции;
- разработка ландшафта;
- транспортировка;
- перемещение насыпных, кусковых материалов;
- уборка твердого мусора.
Если сравнивать с существовавшими на момент выпуска в России конкурентами, новый трактор ЛТЗ-60 отличался следующими особенностями:
- рациональным расходом мощности;
- сниженной массой;
- скорректированной нагрузкой на каждый мост;
- невысоким расходом топлива (в сравнении с тем же МТЗ-80);
- низкой себестоимостью сборки.
Так что в целом на момент выпуска в России трактор ЛТЗ-60 представлял достойную новинку, которая заинтересовала многих покупателей. В комбинации с огромнейшим количеством кунов и навесок трактор стал широко использоваться в разных отраслях коммунального, дорожно-строительного и сельского хозяйства.
Трактор ЛТЗ-60 АБ-10 с передней и задней навесками
Интересно: Помимо специальных навесок для ЛТЗ 60, трактор мог комплектоваться и штатным оборудованием, разрабатываемым для спецтехники других производителей. В частности, можно было приделать целый ряд навесок для МТЗ-80.
На базе ЛТЗ-60 разработано много моделей другой коммунальной и сельхозтехники (ПГТ-360, КМТ-1 и др.).
Модификации трактора ЛТЗ-60: 60А, 60АВ и 60АБ
Трактор ЛТЗ 60 производился с 1991 по 2009 год, когда Липецкий тракторный завод обанкротился и прекратил сборку всех моделей сельхозтехники. Позднее на имеющихся производственных мощностях было сформировано предприятие «Липецкий трактор», который является частью автоконцерна «Тракторные заводы». Новое предприятие возобновило производство некоторых моделей спецтехники, вернулась на конвейер и "шестидесятка".
За это время автоконцерн успел произвести тысячи единиц техники и даже несколько раз обновить базовую версию ЛТЗ-60. С конвейера сошли три серии машин:
- Трактор ЛТЗ-60А.
Фото трактора ЛТЗ-60А
Комплектация 60А имеет минимум отличий от базового трактора. Главным различием между ними является движок: новый мотор стал меньше (4,15 л), легче и экономичнее, но при этом сохранил производительность в 60 л.с. Ввиду относительно небольшой мощности ЛТЗ 60А может работать только с теми навесками, масса которых не превышает 850 кг.
- Трактор ЛТЗ-60АВ.
Фото трактора ЛТЗ-60 АВ
Модификация трактора 60 АВ появилась в 1994-м и выпускалась всего год. Машина получила ряд усовершенствований, которые сделали ее более маневренной и комфортабельной. Так, с первого взгляда было понятно, что увеличилось пространство внутри кабины. Также инженеры модернизировали ГУР, что положительно сказалось на управляемости.
Трактор ЛТЗ 60 АВ имеет такие же габариты, что и базовая модификация, но при одинаковой геометрии масса его ниже. Уменьшить вес машины удалось благодаря замене металлического каркаса кабины на стеклопластик. Снижение массы положительно сказалось не только на расходе топлива, но и на проходимости. Добавочный отопитель позволял с большим комфортом использовать технику в зимнее время.
- Трактор ЛТЗ-60АБ.
Фото трактора ЛТЗ-60 АБ
Модификация трактора ЛТЗ 60 АБ была последней, разработанной инженерами Липецкого тракторного завода. Именно эту версию считают наиболее удачной и продуманной. При модернизации трактора до 60 АБ были устранены многие недостатки, присутствовавшие у базовой версии. В частности, увеличилась грузоподъемность гидравлики, что позволило устанавливать на машину навески до 900 кг.
Улучшился и двигатель — на ЛТЗ-60АБ ставился дизельный МТЗ Д-248. Он имеет хороший рабочий ресурс и прост в эксплуатации, правда его мощность меньше, чем у базовой комплектации — 57 л.с. против 60-ти л.с. Механическая трансмиссия получила дополнительные скорости — их стало семь. Именно эта модификация могла агрегатироваться максимально большим количеством навесного оборудования.
Помимо трех серий у трактора ЛТЗ-60 было еще два обновления — это версии ЛТЗ-60АБ-10 и ЛТЗ-60АВ-01. Первая не имела существенных отличий от ЛТЗ 60 АБ, при ее разработке лишь устранили мелкие недоработки, которые никоим значимым образом не сказались на технических характеристиках машины. Модификация ЛТЗ 60 АВ 01 также имела минимальные отличия, главное из которых заключалось в заниженной кабине.
ОАО «Липецкий трактор», которое в настоящее время занимается выпуском колесной спецтехники, оставило в производстве трактор ЛТЗ-60АБ.
Новый трактор ЛТЗ-60 АБ-10
Технические характеристики и устройство
Характеристики ЛТЗ-60 для разных модификаций практически одинаковые. Тракторы имеют массу 3,38 т. Размеры: 3920х1710х2560 мм. Длина в данном случае указана для базы, без навешенного оборудования, с которым габариты, понятное дело, будут несколько другими.
Дорожный просвет трактора ЛТЗ-60 составляет 540 мм. Колесная база: 2280 мм. Расстояние между колесами равно 1460 мм для передней оси и 1700 мм — для задней. За один раз можно залить до 70 литров дизеля.
Различающиеся технические характеристики ЛТЗ-60 во многом зависят от установленного мотора. Для наглядности значения приведены в таблице.
Таблица технических характеристик ЛТЗ-60
Полное название
|
ЛТЗ-60А
|
ЛТЗ-60АБ
|
ЛТЗ-60АВ
|
Двигатель
|
Д-144 (Владимир)
|
Д-248 (Минск)
|
Д-65М1Л (Рыбинск)
|
Объем движка, дм3
|
4,15
|
4,7
|
4,94
|
Принцип охлаждения
|
воздушное
|
водяное
|
водяное
|
Производительность (в л.с.)
|
60
|
57
|
60
|
Средний расход дизеля на 100 км, в л
|
9
|
9
|
8,98
|
Грузовой предел навесной системы, в т
|
0,85
|
0,9
|
0,85
|
Max скорость
|
30 км/ч
|
Двигатель Д-248 нового ЛТЗ-60
Сегодня предприятие собирает новые тракторы ЛТЗ-60АБ со следующими техническими характеристиками:
- Двумя дизельными моторами на выбор. На трактор ЛТЗ 60 двигатель может устанавливаться владимирского или минского производства — это Д-144 с воздушным охлаждением или Д248 — с водяным.
- 7-ступенчатой механической коробкой.
- Двухскоростным валом отбора мощности (доступные режимы на 540 и 1 000 об/мин).
- Навесной системой с телескопическими тягами.
Двигатель трактора ЛТЗ-60 АВ Д-65М1Л
Для пуска двигателя установлен 4-киловаттный электрический стартер. Это позволяет без проблем эксплуатировать машину круглый год.
Технические характеристики нового ЛТЗ 60 позволяют использовать с трактором более 130 вариантов навесного оборудования, что делает его одной из самых универсальных и широкопрофильных моделей сельскохозяйственной спецтехники.
Устройство ЛТЗ 60
Остановимся более подробно на характеристиках, схемах и особенностях устройства различных систем трактора ЛТЗ-60.
Рулевой дозатор ЛТЗ-60
Система рулевого управления на тракторе ЛТЗ-60 реализована при помощи ГОРУ. Эта аббревиатура означает систему гидрообъемного рулевого управления. Важной ее частью является насос-дозатор, который выдает заданные объемы жидкости под давлением. Такая конструкция рулевой ЛТЗ 60 позволила снизить усилие на колесе и в целом является более простой и беспроблемной в эксплуатации. Преимущественно все возникающие с рулевой тягой проблемы связаны с забивкой или разрывом подающих или отводящих шлангов насоса-дозатора.
Гидроцилиндр взаимодействует с узлами системы рулевого управления и обеспечивает гидропривод блокировки дифференциала заднего моста трактора.
Рулевая тяга и цилиндр ЛТЗ-60
КПП на ЛТЗ 60 устанавливалась двух типов:
- 7-ступенчатая,
- 8-ступенчатая.
Коробка передач ЛТЗ 60 с 8-ю скоростями имеет однодисковое сухое сцепление с дополнительной муфтой. Она в свою очередь соединена с валом отбора мощности для установки всевозможных навесок. Схема КПП ДТ-75 представлена тут.
Коробка передач ЛТЗ-60
В новых тракторах установлена коробка с семью ступенями. Конструкция трансмиссии в целом стала надежнее, и ее рабочий ресурс теперь больше, чем у первых моделей «шестидесяток». Унифицированная 7-скоростная КПП ЛТЗ-60 имеет большую ширину венцов шестеренок, что положительно сказалось на надежности агрегата. У современных моделей скорость на 1-й передаче уменьшена с 5,96 км/ч до 3,42 км/ч. Благодаря этому оператор сможет выполнять на первой скорости работы, для которых нужно большое тяговое усилие.
Ведомый диск муфты сцепления ЛТЗ 60 имеет демпферные пружины для мягкого трогания с места. Также сцепление оснащается металлокерамическими накладками, которые хорошо зарекомендовали себя на высокофорсированной технике. Подобная конструкция сцепления обеспечивает ЛТЗ 60 большой срок службы коробки передач, поскольку динамические нагрузки снижаются в полтора раза.
Мост ЛТЗ-60 АВ
Трактор имеет полный привод, но большую часть времени машина работает на заднем приводе, а полный подключается только в моменты пробуксовки, когда надо преодолеть участок с вязким грунтом. Для заднего и переднего моста ЛТЗ 60 используются разные дифференциалы для достижения максимальной эффективности, а именно:
- закрытый двухсателлитный дифференциал с автоматической блокировкой на передний мост ЛТЗ 60;
- храповая двойная муфта на задний мост ЛТЗ 60.
На тракторе с восьмиступенчатой КПП блокировка запускается после нажатия на особый валик, который находится на педали сцепления. Передача мощности на передний и задний мост ЛТЗ 60 производится через конические и цилиндрические шестерни.
КПП ЛТЗ-60 АБ
У трактора тормоза ленточного типа, состоящие из шкива, стальной ленты, обхватывающей обкладки, колодки и тормозного рычага. При движении с включенным полным приводом они одновременно срабатывают на 4х колесах. Для лучшей проходимости у машины короткие свесы, насколько это возможно, и большие углы въезда и съезда. Клиренс составляет 540 мм. Шины на ЛТЗ 60 необходимы следующих размеров:
- 6,50-16 спереди;
- 14,9-30 сзади.
В целом и задний, и передний мост ЛТЗ 60 имеет продуманную конструкцию и хорошую сборку. Поэтому даже при интенсивной эксплуатации ходовая и подвеска демонстрируют надежность, если проводить регулярное техническое обслуживание.
Кабина ЛТЗ-60 АБ
На момент выпуска трактор выделялся достаточным уровнем комфорта оператора. Продуманная система звуко- и виброизоляции по многим параметрам превосходила конкурентов. Но и у нового трактора ЛТЗ 60 кабина является сильной стороной — в сравнении с первыми моделями внутри ЛТЗ 60 АБ стало больше свободного пространства.
В конструкции кабины присутствует множество элементов из стеклопластика, это верх, капот, крылья спереди и сзади и т.д. Благодаря этому трактор не только лучше выглядит, но и стал более легким. Это в свою очередь положительно сказалось на топливной экономичности.
Тонкие рамы и большие стекла позволяют просматривать из кабины трактора ЛТЗ 60 рабочую площадь на 360 градусов. Вентилируемые окна и мощный отопитель салона обеспечивают внутри кабины комфортные условия при работе круглый год.
Самое интересное: ТОП статей по спецтехнике и актуальные новости