Ретейлеры против штрафов: торговые сети просят отменить взыскания за проезд грузовиков во время просушки дорог

12 марта 2025 года стало известно, что крупные торговые сети, включая X5 Group и «Магнит», столкнулись с массовыми штрафами за проезд грузовиков по региональным дорогам во время сезонных ограничений. По оценкам компаний, в 2025 году сумма штрафов может превысить 600 миллионов рублей.

Каждую весну в регионах вводятся временные ограничения на движение большегрузного транспорта по местным и межмуниципальным дорогам. Это делается для защиты дорожного покрытия в период просушки, когда дороги особенно уязвимы из-за таяния снега и дождей. Ограничения действуют не более 30 дней, и регионы самостоятельно определяют сроки и допустимую нагрузку на оси.

Однако для грузовиков, перевозящих продукты питания, исключения предусмотрены. Проблема в том, что автоматические системы весогабаритного контроля не могут отличить такие грузовики от остальных большегрузов. В результате ретейлеры получают штрафы даже за легальные перевозки.

В 2024 году X5 Group и «Магнит» получили 1500 штрафов на общую сумму 500 миллионов рублей. В 2025 году ситуация усугубилась из-за сокращения скидок за оперативную оплату штрафов. Хотя компании могут оспорить взыскания в суде, возврат средств занимает от 8 до 18 месяцев, что создаёт дополнительную финансовую нагрузку.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) направили обращение вице-премьеру Виталию Савельеву. Они просят поручить профильным ведомствам доработать систему автоматических штрафов, чтобы исключить ошибки при идентификации грузовиков, перевозящих продукты.

В Министерстве транспорта пояснили, что автоматизированные системы весогабаритного контроля не определяют вид груза, а только фиксируют превышение установленных ограничений. Решением проблемы мог бы стать переход на электронные перевозочные документы, которые позволят идентифицировать тип груза и избежать несправедливых штрафов.

Штрафы за проезд грузовиков во время просушки дорог создают серьёзные финансовые и логистические трудности для торговых сетей. Это может привести к росту цен на продукты и ухудшению снабжения регионов.

Ожидается, что обращение ретейлеров получит поддержку на государственном уровне. Внедрение электронных перевозочных документов и доработка систем контроля могут стать ключом к решению проблемы. Это не только снизит нагрузку на бизнес, но и улучшит логистику в стране.

Пока же торговые сети продолжают бороться с несправедливыми штрафами, надеясь на скорейшее решение вопроса.

Ранее мы рассказывали о том, что Faw Trucks внедряет цифровую платформуFaw Trucks внедряет цифровую платформу для управления автопарком.