Российская спецтехника на грани коллапса

В условиях растущей зависимости от китайской спецтехники российские производители сталкиваются с угрозой коллапса. Основатель и генеральный директор челябинского завода дорожно-строительной техники «ДСТ-УРАЛ» Евгений Горелый озвучил тревожные прогнозы на заседании Совета Торгово-промышленной палаты РФ. По его словам, склады переполнены запасами китайских машин, которые смогут удовлетворить потребности российского рынка на 1,5 года вперед.

Горелый отметил, что в последние годы российские компании стремились развивать отечественное производство, однако с 2023 года ситуация резко изменилась. Потребители начали предпочитать более дешевые китайские товары, что сделало конкуренцию для местных производителей практически невозможной. «Если инвестиционная активность продолжит снижаться, как ожидается в свете высоких ключевых ставок, мы можем быть отрезаны от рынка на два года», — предостерег он.

По информации горелого, уже в начале 2024 года стали заметны признаки системного кризиса. «Мелкие компании полностью перешли на китайские товары, а крупные корпоративные клиенты, такие как Роснефть и Газпром, значительно сократили объемы закупок», — добавил он. В то же время производители выживают благодаря гособоронзаказу, однако к 2026 году рынок может столкнуться с еще более серьезными проблемами.

Чтобы предотвратить захват китайскими производителями российского рынка, Горелый призвал к срочным мерам, в том числе к введению утильсбора, который поможет ограничить импорт.

Проблемы наблюдаются не только в дорожно-строительном сегменте, который сократился на 5,5% в денежном выражении, но и в сельхозмашиностроении — здесь снижение составило 16,3%. Президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин отметил, что в обеих отраслях наблюдается затяжной кризис. В частности, производство зерноуборочных комбайнов в октябре сократилось на 70% по сравнению с прошлым годом, а кормоуборочных — на 83%.

Сложившаяся ситуация также усугубляется ростом цен на металл и энергоресурсы, а также высокими налогами. Процентные ставки по кредитам в России достигают 23%, тогда как в Китае они составляют всего 3%.

Бабкин подчеркнул, что без собственной компонентной базы российским производителям сложно достичь технологического суверенитета. В текущих экономических условиях компании не видят смысла в локализации производства запчастей, так как импорт компонентов обходится гораздо дешевле.

Таким образом, российская индустрия спецтехники стоит на краю пропасти, и без срочных действий со стороны властей ситуация может обернуться серьезными последствиями как для производителей, так и для экономики в целом.