28 декабря 2024 года ассоциация «Росспецмаш» подвела итоги года для рынка дорожно-строительной техники (ДСТ). За первые 10 месяцев 2024 года продажи отечественной ДСТ сократились на 5,5%, достигнув 61,1 миллиарда рублей. Объёмы производства упали на 11%, а импорт снизился на 7,9%.
Что происходит на рынке?
Склады производителей продолжают заполняться техникой, в то время как спрос на неё падает. Наиболее заметное снижение продаж зафиксировано в сегменте экскаваторов — на 44,9%. Также упали продажи кранов (на 29,9%) и автогрейдеров (на 25,6%).
Однако не все категории техники показали отрицательную динамику. Поставки трубоукладчиков и бульдозеров выросли на 1,9%, а погрузчиков — на целых 37,6%.
Почему рынок падает?
Эксперты связывают снижение спроса с несколькими факторами:
- Экономическая нестабильность. Высокие ставки по кредитам и снижение инвестиций в строительство повлияли на платёжеспособность компаний.
- Насыщение рынка. После активных закупок в предыдущие годы многие компании уже обновили свои парки техники.
- Сезонность. Зимние месяцы традиционно являются периодом снижения активности в строительной отрасли.
Прогнозы на 2025 год
«Росспецмаш» прогнозирует, что по итогам 2024 года рынок ДСТ сократится на 7–10%. В 2025 году ситуация может стабилизироваться, но только при условии улучшения экономической ситуации и активизации государственных программ поддержки.
Российские производители продолжают бороться за долю на рынке, предлагая надёжную и доступную технику. Однако в условиях снижения спроса даже им придётся искать новые пути привлечения клиентов.
2025 год станет испытанием для отрасли, но также и возможностью для её дальнейшего развития и модернизации.
До этого мы рассказывали о том, что Минпромторг усиливает поддержку отечественного машиностроения.