5 марта 2025 года стали известны данные о продажах дорожно-строительной (ДСТ) и сельскохозяйственной техники в России. В то время как отгрузки отечественной ДСТ остались на прежнем уровне, продажи сельхозтехники сократились почти на треть.
За первые два месяца 2025 года в России было продано 619 единиц отечественной дорожно-строительной и землеройной техники. Это соответствует уровню прошлого года. При этом импорт такой техники сократился на 19%, что свидетельствует о растущей конкурентоспособности российских производителей.
Особенно заметен рост в сегменте экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков:
- Отгрузки экскаваторов выросли в 2 раза;
- Экскаваторов-погрузчиков — на 42%.
Также на 57% увеличились продажи гусеничных бульдозеров. Этот рост во многом связан с государственной поддержкой: субсидированные скидки покупателям и программа субсидирования производителей спецтехники, на которую в 2025 году заложено 7,8 миллиардов рублей.
С 1 июля 2025 года вступит в силу ещё одна мера поддержки — ограничение на покупку импортной техники для компаний с государственным участием. Кроме того, Минпромторг и «ДОМ РФ» готовят программу льготного лизинга для государственных и муниципальных предприятий.
В то время как производство сельхозтехники в январе 2025 года выросло на 4,2% (до 27,2 миллиардов рублей), её продажи сократились на 31,5% (до 8,9 миллиардов рублей с НДС). Наиболее заметное падение зафиксировано в следующих категориях:
- Кормоуборочные комбайны — минус 55,6%;
- Зерноуборочные комбайны — минус 51,5%;
- Сельхозтракторы — минус 44%.
Продажи зарубежной сельхозтехники также снизились — на 60% по сравнению с январем 2024 года.
Стабильность на рынке ДСТ показывает, что российские производители способны конкурировать с импортной техникой, особенно при поддержке государства. Однако спад в сегменте сельхозтехники вызывает опасения, так как это может повлиять на эффективность сельского хозяйства и продовольственную безопасность страны.
Ожидается, что меры государственной поддержки, такие как субсидии и льготный лизинг, помогут стабилизировать рынок сельхозтехники. В то же время ограничение на закупку импортной техники для госструктур может стимулировать спрос на отечественную продукцию.
Российские производители спецтехники продолжают укреплять свои позиции, но для восстановления рынка сельхозтехники потребуются дополнительные усилия и инвестиции.
Пока же рынок ДСТ демонстрирует устойчивость, а сельхозтехника переживает сложный период, который может стать толчком для её дальнейшей модернизации и развития.
Ранее мы писали о том, что рынок грузовиков сокращается.