В чем разница между подшипниками качения и скольжения? Насколько она принципиальная с точки зрения эксплуатации? Можно ли заменить подшипник качения подшипником скольжения? На эти и другие вопросы дадим ответы в статье.
Содержание
- Где используются подшипники качения и скольжения
- Конструкция подшипника скольжения
- Конструкция подшипника качения
- Ключевая разница между подшипниками качения и скольжения
- Таблица сходств и различий подшипников качения и скольжения
Где используются подшипники качения и скольжения
Подшипники качения и скольжения получили самое широкое распространение. Они используются в различных механизмах и устройствах, в которых присутствуют вращающиеся элементы. От миниатюрных часов до корабельных двигателей — везде имеются подшипники.
Глобальной разницы между подшипниками качения и скольжения нет — ведь и те, и другие выполняют одни и те же действия. Вообще видов подшипников намного больше. Например, в крутящиеся офисные кресла устанавливаются упорные подшипники, а в конструкции автомобильных колес используются радиальные. Все они выполняют следующие действия:
- удерживают ось в определенном положении;
- уменьшают сопротивление в месте контакта конструкции и вращающегося элемента;
- передают крутящий момент от вращающегося элемента другим деталям и механизмам.
Конструкция подшипника скольжения
Подшипник скольжения представляет собой кольцо, внутри которого размещены валы или втулки. Кольцо удерживает вал в заданном положении и вращается в той же плоскости. При вращении вал контактирует с подшипником, в результате чего появляется трение между валом и подшипником. Чтобы снизить трение, в подшипниках скольжения используются смазки. Они также необходимы для отведения избыточного тепла и защиты деталей подшипника от пыли и влаги. Самые распространенные смазки для подшипников скольжения делаются на основе лития, например, Литол.
Подшипники скольжения выпускаются в двух вариантах:
- Разборные;
- Неразборные.
Подшипники скольжения разборные легко разделяются на два элемента, между которыми помещают смазку. Она со временем твердеет и загрязняется, поэтому периодически ее нужно менять. Неразборные подшипники неремонтопригодные, они заправляются смазкой в заводских условиях, и при ее загустевании менять приходится весь подшипник целиком.
Конструкция подшипника качения
Разница между подшипником скольжения и качения становится заметна уже на этапе конструкции, ведь устройство у вторых более сложное. Подшипник качения представляет собой два кольца, вставленных с зазором одно в другое. Между кольцами располагаются тела качения:
- ролики,
- бочонки,
- шарики,
- иглы.
С наружной стороны меньшего кольца и с внутренней стороны большего кольца часто делают насечки для того, чтобы улучшить сцепление между кольцами и телами качения.
Вал продевается сквозь внутреннее кольцо подшипника качения. При вращении детали начинает вращаться внутреннее кольцо подшипника — и приводит в движение тела качения. Наружное же кольцо подшипника остается неподвижным.
Разновидностью подшипника качения является подшипник качения с сепаратором. Разделитель представляет собой кольцо, в полости которого имеются углубления. В них помещаются тела качения. Такая конструкция работает более эффективно и при этом имеет малую толщину.
Так же, как и подшипники скольжения, подшипники качения производятся в открытом и закрытом виде. Наибольшее распространение получили закрытые подшипники качения, которые практически полностью герметичны и защищены от воздействия окружающей среды. Их не нужно смазывать, они дольше служат и способы выдерживать большие нагрузки.
Ключевая разница между подшипниками качения и скольжения
Конструктивно обе разновидности подшипников схожи, но в работе используют принципиально разные силы. Если коротко ответить на вопрос, в чем разница между подшипником качения и скольжения, то это будет снижение силы трения при контакте подшипника с валом вращения. В сравнении с подшипниками скольжения, подшипники качения работают с более высоким КПД и не приводят к сильному трению соприкасающихся поверхностей.
Кроме того, разница подшипника качения и скольжения заключается в условиях эксплуатации. Подшипники скольжения можно использовать в воде и других жидких рабочих средах (при условии, что конструкция подшипника закрытая). Подшипники качения, напротив, чувствительны ко влажности, зато они могут эксплуатироваться при высоких температурах.
Наглядно разница подшипника качения и скольжения представлена в таблице.
Таблица сходств и различий подшипников качения и скольжения
Признак |
Подшипники скольжения |
Подшипники качения |
Срок эксплуатации |
При прочих равных срок эксплуатации дольше. |
При прочих равных прослужат меньше. |
Условия эксплуатации |
Закрытые подшипники скольжения могут использоваться в пыльных условиях или при контакте с водой. Подшипники скольжения допустимо эксплуатировать при вибрационных и ударных нагрузках. |
Могут эксплуатироваться при высоких температурах. Большая влажность для них недопустима. |
Шумность |
При работе издают легкий шум. |
В работе практически бесшумные. |
Валы |
Вал и подшипник скольжения изнашиваются с разной скоростью, что может делать более частым техническое обслуживание. Подшипники этого типа эффективно работают даже с валами большого диаметра. |
Эффективно работают с разными валами, в том числе с высокой скоростью вращения. |
Цена |
Процесс изготовления подшипников скольжения проще, поэтому их стоимость ниже. |
Подшипники качения сложнее в производстве, их стоимость выше. |
Таким образом, в некоторых случаях разница между подшипником качения и скольжения не принципиальна, и можно заменить один на другой. Но в некоторых ситуациях, например, если механизм эксплуатируется в контакте с водой или при высоких температурах, если на вал приходится большая нагрузка или если у него высокая скорость вращения, заменять подшипник скольжения на качения и обратно нельзя.
Купить конические подшипники для спецтехники можно по ссылке.
Ранее мы писали о том, для чего используются металлические гибкие рукава.
Самое интересное: ТОП статей по спецтехнике и актуальные новости