Содержание:
- Общие характеристики КПП Т-150К
- Общие характеристики коробки передач Т-150 гусеничного трактора
- Различие коробки передач у Т-150 и Т-150К
- Устройство КПП: гидравлическая, механическая, с ходоуменьшителем
- Схема коробки передач Т-150 с обозначениями
- Схема КПП Т-150К с обозначениями
- Каталог деталей на коробку Т-150 и Т-150К
- Замена масла в КПП Т-150/Т-150К: сколько масла в коробке, какое и как залить
- Как проверить давление в КПП Т-150/Т-150К
- Настройка и ремонт трансмиссии
Тракторы Т-150К и его гусеничная вариация Т-150 считаются одними из самых известных моделей ХТЗ. За десятки лет эти машины не утратили актуальности, и с некоторыми модификациями производятся по сей день.
Одной из причин столь широкого распространения Т-150 и Т-150К является то, что эти тракторы унифицированные. Это означает, что они имеют максимально схожую конструкцию, и большинство деталей взаимозаменяемые. Но это не относится к коробке передач — она у тракторов Т-150 и Т-150К имеет разную конструкцию.
Какой принцип работы трансмиссии, ее схема, устройство, особенности ремонта и различия между КПП трактора Т-150 с колесами и его гусеничной версии — об этом пойдет речь дальше в статье.
Общие характеристики КПП Т-150К
На колесной модификации стоит механическая КПП (151б 37.005). У раздаточной коробки есть несколько рабочих диапазонов:
- замедленный,
- рабочий,
- транспортный,
- для перемещения задним ходом.
В каждом диапазоне механической коробки есть несколько скоростей (4-е). Их выбор выполняется гидроподвижными муфтами — и при этом не прерывается поток мощности.
Чтобы перевести механическую коробку передач Т-150К с одного диапазона на другой, нужно остановить трактор.
Вес коробки — 575 кг.
Общие характеристики коробки передач Т-150 гусеничного трактора
На гусеничном Т-150 коробка передач также имеет четыре диапазона: они совпадают с теми, которые есть на трансмиссии колесной машины. В каждом диапазоне есть по четыре передачи, переключение которых выполняется без прерывания мощностного потока.
Вторичный вал КПП Т-150 оборудован отдельными гидроподжимными муфтами. Они служат для того, чтобы соединить вал с главными шестернями каждой из четырех скоростей.
Различие коробки передач у Т-150 и Т-150К
Главное отличие КПП заключается в том, что на гусеничной машине для переключения скоростей не надо останавливаться. Это стало возможно благодаря особому устройству коробки на Т-150. У нее сначала подключается гидроподжимная муфта новой передачи и лишь затем отключается муфта предыдущей. Получается, что мгновение работают обе муфты. Таким образом переключение коробки передач Т-150 производится неразрывно. Но для смены рабочего диапазона гусеничный трактор все равно надо останавливать.
Устройство КПП Т-150 и Т-150К: гидравлическая, механическая, с ходоуменьшителем
На подавляющем большинстве тракторов Т-150 и Т-150К устройство коробки передач гидромеханическое. Это означает, что сама трансмиссия — «механика», но управляется при помощи гидравлики. Такое устройство КПП на Т-150К позволило сделать переключение передач неразрывным, что положительно сказывается на эффективности работы и позволяет при необходимости повысить тяговое усилие.
Но существует на Т-150К механическая КПП с другим устройством — без гидравлики. Такие машины выпускались в середине 90-х годов, и их относительно мало. Тем не менее в некоторые регионы они поставлялись партиями, поэтому достаточно распространены.
Слева на фото гидромеханическая трансмиссия, а справа - полностью механическая.
Многие виды сельскохозяйственных работ выполняются на низких скоростях, поэтому в устройстве КПП Т-150К присутствует ходоуменьшитель. У колесного и гусеничного тракторов редуктор является несъемным, демонтировать с трансмиссии его нельзя.
Трансмиссия с ходоуменьшителем.
Первичный вал имеет промежуточное соединение с валом сцепления. У большинства спецтехники эти соединения мягкие — в них используются резиновые упругие прокладки. Но в схеме коробки Т-150 и Т-150К присутствуют только металлические детали, поэтому такие промежуточные соединения относятся к жестким.
На схеме коробки трактора Т-150 показано одинарное и комбинированное жесткое промежуточное соединение со следующими обозначениями:
- Вал сцепления.
- Первичный вал КПП Т-150/Т-150К.
- Палец.
- Втулка КПП Т-150.
- Зубчатый венец.
- Шестерня КПП Т-150.
Зависимость скорости движения трактора от выбранного диапазона и передачи для современных Т-150 следующая:
Схема коробки передач Т-150 с обозначениями
Общий вид коробки переключения передач Т-150 представлен на следующей схеме.
Были использованы обозначения:
- Промежуточный приводной вал.
- Первичный вал.
- Крышка.
- Выход на рукоять смены скоростей.
- Защитный кожух.
- Рычаг пуска насоса КПП Т-150.
- Вал отбора мощности.
- Круглый фланец.
- Тормоз.
- Гидропанель.
- Вал контроля левого клапана для сброса давления коробки трактора Т-150 .
- Корпус.
- Защитная металлическая пластина.
- Распределитель.
Схематическое расположение валов выглядит следующим образом:
- Заднего хода и замедленных передач.
- Первичный.
- Промежуточный.
- Правый вторичный.
- Левый вторичный.
Переключение КПП на Т-150 старого и нового образца
В какое положение перевести рычаг для выбора нужной скорости зависит от года выпуска машины. Тракторы, выпущенные до 1983 года, относятся к моделям старого образца.
Для выпущенных после 83-го тракторов Т-150 схема коробки передач изменилась. У них увеличилось до 40000 Н тяговое усилие, устанавливаются усиленные подшипники и зубчатые соединения. Также в коробке нового образца стоит универсальный скоростной редуктор.
Схема переключения КПП Т-150 старого и нового образца в сравнении представлена ниже.
Схема КПП Т-150К с обозначениями
Если проводить разбор коробки Т-150К, то можно увидеть, что трансмиссия представляет собой двухкомпонентный модуль:
- непосредственно сама коробка передач;
- раздаточная коробка.
Они жестко соединены друг с другом при помощи болтового крепления и работают в тандеме.
Схема КПП Т-150К с обозначениями представлена ниже.
На схеме цифрами обозначены следующие детали «механики» колесной машины:
1. Шестеренка, включающая передний мост.
2-3. Приводной вал пер. моста/уменьшения ряда.
4-5. Гидроподжимные муфты.
6, 8-9. Вал вторичный/приводной ВОМ/первичный.
7. Распределитель гидравлики.
10-13. Ведущие шестеренки передач.
14. Рычаг, с помощью которого меняются диапазоны.
15-16. Шестерня/валик включения заднего хода.
17. Модуль блокирования выбора рядов.
18-19. Рычаги включения переднего моста/управления ВОМ.
20. Шестеренка привода насоса КПП Т-150К.
21-22. Главные шестерни 3-го и 2-го диапазонов.
23. Первичн. вал раздатки. 24. Муфта выбора рядов. 25. Приводной вал заднего моста.
Схема переключения КПП Т-150К
Схема переключения передач КПП на Т-150К представлена на фото. Для регулирования скорости движения трактора используются два рычага: левый переключает диапазоны, а правый — передачи.
Каталог деталей на коробку Т-150 и Т-150К
Чтобы не ошибиться при выборе запчастей на коробку Т-150/Т-150К, необходимо ориентироваться на артикульный номер детали. Также надо помнить о том, что далеко не все запчасти для колесного и гусеничного тракторов совпадают — в их трансмиссиях есть значительные различия.
Схема сборки коробки на Т-150 представлена ниже.
Таблица с каталогом деталей КПП трактора Т-150/Т-150К
(чтобы перейти в низ каталога запчастей, нажмите тут)
Номер на схеме |
Артикул |
Название детали |
1 |
151.37.010 |
Муфта в сборе с шестернями |
2 |
151.37.011-1 |
Муфта задняя с шестернями в сборе |
3 |
150.37.025-1 |
Распределитель КПП Т-150/Т-150К |
4 |
150.37.037-2 |
Втор. вал |
5 |
151.37.199 |
Шаиба |
6 |
151.37.207-6 |
Шестеренка ведущая вторичного вала |
7 |
151.37.212-4 |
Втулка вторичного вала |
8 |
151.37.216 |
Стакан нижний вторичного вала |
9 |
151.37.223 |
Упорная шаиба с бортиком |
10 |
151.37.235-5 |
Шестеренка втор. вала |
11 |
151.37.264-2 |
Рычаг распределителя |
12/13 |
151.37.269/151.37.270 |
Шайба С/И/Шайба стоп.втор вала Т-150 |
14 |
125.37.219A |
Нижний стакан подшипника |
15 |
125.37.246 |
Крепеж цилиндрический |
16 |
150.37.125-2 |
Втор. вал |
17 |
150.37.143-1 |
Прокладка распределителя |
18 |
150.37.149 |
Шайбочка типа «замок» на ХТЗ |
19 |
150.37.259 |
Дроссель |
20 |
150.37.333Б |
Кольцо уплотнительное для втор. вала (пластмасса) |
21 |
150.37.338 |
Болт (d30) |
22 |
150.37.420 |
Гайка |
23/24/25 |
M10x30/ M12x30/ М12х35 |
Крепежи шестигранные, с уменьшенной головкой |
26 |
2С120.13941 |
Стопорное кольцо |
27/28 |
311/313.8338 |
Подшипники |
29 |
КГ1/4 |
Пробка межосевого дифференциала |
30/31 |
1065Г/1265Г.6402 |
Шайбы |
Замена масла в КПП Т-150/Т-150К: сколько масла в коробке, какое и как залить
На КПП Т-150 и Т-150К нужна регулярная замена масла, чтобы трактор длительное время сохранял свои рабочие характеристики. Важно использовать рекомендованные технические жидкости и расходники: только они обеспечат оптимальные условия для работающей с нагрузками трансмиссии. Аналоги и заменители стоит подбирать с большой осторожностью — и только тогда, когда нет возможности достать рекомендованные техжидкости.
Сколько масла в коробке Т-150?
Проверить уровень масла в коробке Т-150/Т-150К можно, заглянув через специальное смотровое окно, расположенное на корпусе трансмиссии.
Как залить масло в коробку Т-150/Т-150К
Вне зависимости от того, сколько масла в КПП, его нужно полностью сливать дважды в год — при смене сезона и установке нового масляного фильтра.
На гусеничном Т-150 масло доливается только при работающем моторе: двигатель должен проработать хотя бы пять минут после пуска. При включенной силовой установке также контролируется уровень масла в смотровом окне.
Для колесного Т-150К, напротив, все операции выполняются только при остановленном двигателе.
Какое масло залить в коробку передач Т-150/Т-150К?
Для КПП, гидросистемы и редуктора рекомендуется применять одно масло. Оно подбирается в зависимости от температурных условий.
Какое масло подойдет для КПП Т-150/Т-150К, можно посмотреть по таблице:
Рекомендованные |
Аналоги |
||
Выше нуля |
Ниже нуля |
Выше нуля |
Ниже нуля |
Дизельное масло М10Г2к |
Моторное масло М8Г2к |
Всесезонные дизельные масла М10В2/М12В2 |
Дизельное масло ДС-8 (селективной очистки), масла М8Б/М8В |
Если надо работать при температуре ниже 20 градусов мороза, к двум частям объема масла в КПП Т-150 надо добавить одну часть веретенного масла АУ. Если нет возможности залить в коробку подходящее зимнее масло, то для работы при температуре ниже нуля можно добавить к двум частям летней техжидкости одну часть веретенного масла АУ. Но все же настоятельно рекомендуется использовать специальные масла — тогда трансмиссия дольше прослужит без капитального ремонта.
Как проверить давление в КПП Т-150/Т-150К
Для контроля за давлением в КПП Т-150/Т-150К необходимо следить за показаниями манометра, размещенного на панели.
Настройка и ремонт трансмиссии
Чтобы как можно реже требовался разбор и ремонт коробки передач трактора Т-150, КПП нуждается в настройке и регулировке. Ниже приводится схема механизма переключения рядов трансмиссии для гусеничного и колесного тракторов.
Для регулировки необходимо:
- выжать сцепление;
- установить трансмиссии гусеничного и колесного тракторов в соответствующие положения, показанные на схеме;
- навинчивая вилку (3), добиться того, чтобы отверстие в ней оказалось напротив пальца (5);
- соединить сцепление с рычагом блокировочного валика.
Если настройка и ремонт КПП трактора Т-150/Т-150К были выполнены верно, то при включенном сцеплении должно быть невозможно переключение скоростей. Включение передач допускается только при отжатом сцеплении. Если результат устроил, необходимо затянуть контргайку (2) и зашплинтовать палец.