Сцепление на тракторах Т-150 и Т-150К отвечает за плавное трогание с места. Важную роль в этом играет исправность модуля и его правильная регулировка. Как устроено сцепление на колесном и гусеничном Т-150, из каких деталей состоит, как произвести замену запчастей и регулировку — на эти и другие вопросы дадим ответ в этой статье.
Содержание
- Роль сцепления на Т-150 и Т-150К
- Сцепления Т-150 и Т-150К: что общего и чем различаются
- Особенности конструкции сцепления на разных модификациях Т-150/Т-150К
- Виды сцепления и детали с каталожными номерами для Т-150/Т-150К с двигателями СМД-60, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, Дойц, МАЗ
- Техническое обслуживание сцепления трактора
Роль сцепления на Т-150 и Т-150К
Сцепление является одним из ключевых элементов трансмиссии. Оно берет на себя большую часть энергии при выборе скоростей и защищает трактор от перегрузок путем гашения колебаний.
Принцип работы этого модуля на тракторах Т-150 и Т-150К ничем не отличается от механики его функционирования на легковых авто. Оно отсоединяет мотор от трансмиссии, а также соединяет их, когда требуется переключить скорость. Необходимость установки сцепления связана с тем, что двигатель работает непрерывно, а колеса — нет. Если бы на Т-150 не было сцепления, приходилось бы выключать мотор каждый раз, когда трактор останавливается. При старте данный узел снова совмещает крутящийся двигатель и статичную коробку, аккуратно соединяя валы между собой. За счет этого трактор мягко трогается с места.
Сцепления Т-150 и Т-150К: что общего и чем различаются
Конструкция сцепления на гусеничном Т-150 и колесном Т-150К максимально схожа, но различия все же имеются — в деталях механизма привода. Корпус сцепления гусеничного трактора непрямую соединен с корпусом трансмиссии. У колесной модификации между ними монтируется проставочный корпус. Из-за такой разницы в установке вал сцепления Т-150К длиннее, чем у Т-150.
Еще одно различие в конструкции сцеплений колесного и гусеничного тракторов кроется в сервомеханизме, который устанавливается для сокращения энергии, затрачиваемой для выключения муфты. В зависимости от модификации монтируется усилитель:
- на пневматике (на колесной версии);
- на механике (на версии с гусеницами).
Схема механического сервомеханизма сцепления Т-150
Привод выключения муфты сцепления схематически изображен на этом рисунке. Цифрами обозначены следующие детали:
- педаль;
- двухплечий рычаг;
- серьга;
- тяга;
- пружинный элемент;
- соед. тяга;
- опорная деталь;
- корпус выжимн. подшипника;
- гайка для регулировки;
- стопор;
- болт пружинного стопора;
- вилка;
- кольцо рычагов для отжима;
- упорный элемент;
- рычаг.
Пружина механического сервомеханизма при включенной муфте сцепления трактора Т-150 максимально уводит педаль в крайнее положение назад. Удержание ножной педали производится путем воздействия серьги усилителя на меньший выступ двухплечего рычага. При вдавливании педали пружина растягивается. После этого происходит сжатие пружины, что приводит к повороту двухплечего рычага. Следствием этого является отключение муфты сцепления гусеничного Т-150.
Схема пневматического сервомеханизма сцепления Т-150К
На схеме привода выключения муфты сцепления колесного трактора отмечены следующие цифровые обозначения:
- педаль;
- рычаг;
- рычажная тяга;
- следящее устройтво;
- шланг отвода;
- выжимной подшипник;
- гайка для регулировки;
- пружинный стопор;
- болт пружинного стопора;
- вилка;
- упор выжимн. подшипника;
- кольцо отжимающих рычажков;
- рычаг;
- шланг подвода.
Корпус устройства слежения пневмо сервомеханизма сцепления трактора Т-150К соединяется с тягой. На корпусе муфты расположена пневматическая камера, которая при помощи трубопроводов соединена со следящим устройством.
Корзина сцепления тракторов Т-150/Т-150К
При вдавленной педали плунжер сдвигается вдоль своей оси, открывая клапан. Через образовавшееся отверстие воздух, находящийся под давлением, поступает в воздушно-компрессионную камеру. Это приводит к перемещению штока камеры, который в свою очередь останавливает муфту сцепления Т-150К. Если отпустить педаль, плунжер перестает давить на клапан, и он закрывает отверстие, перемещаясь в первоначальное положение.
Особенности конструкции сцепления на разных модификациях Т-150/Т-150К
За годы производства гусеничных и колесных тракторов было выпущено множество разнообразных модификаций. И для разных вариаций спецтехники предлагались отличные варианты сцепления.
На большинстве тракторов серии Т-150 монтировались фрикционные двухдисковые муфты сухого типа, которые были постоянно замкнуты. Но можно встретить и однодисковое сцепление. Изначально диски производились из сплавов с высоким содержанием асбеста, но в последние годы состав материала изменился.
Виды сцепления и детали с каталожными номерами для Т-150/Т-150К с двигателями СМД-60, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, Дойц, МАЗ
Чтобы было проще ориентироваться в разнообразии деталей и их назначении, предлагаем следующую таблицу.
Каталожный номер запчасти |
Название детали |
Для какого двигателя подходят |
Особенности |
151.21.021-3 |
Корпус муфты |
ставятся с мотором СМД-60 |
|
150.21.022-2A |
Корзина |
||
150.21.222 |
Стакан выжимн. подшипника |
||
01M-2126 |
Вилка включающая |
подходит для двигателя Дойц |
|
01M-21C9 |
Муфта выкл. |
||
151.21.034-3 |
Вал муфты сцепления |
подходит не только для двигателя СМД, но и для ЯМЗ |
|
150.21.0243А |
Ведомый диск с накладками |
||
172.21.021 |
Корпус муфты сцепления |
запчасти ставятся с мотором ЯМЗ-236, двудисковое сцепление |
он же подходит для двигателя Deutz |
236T-150-1601090 |
Корзина |
под два диска |
|
150.21.222 |
Стакан выжимн. подшипника |
такой же, как для сцепления Т-150 с СМД-60 |
|
01М-21 С9 |
Муфта выкл. |
||
151.21.034-3 |
Вал муфты |
||
150.21.024-3А |
Ведомый диск (толщина 17) с накладками |
||
172.21041 |
Корпус муфты |
ЯМЗ-236, однодисковое лепестковое сцепление |
|
181.1601090 |
Корзина сцепления лепестковая |
под один диск |
|
171.21.222 |
Стакан подшипника выжмного |
||
172.21121 |
Вилка включения |
||
172.21.032/034 |
Муфта в сборке выключения сцепления/вал |
||
172.21.024 |
Диск ведомый с накладками (толщина 24) |
Комплект деталей для замены сцепления Т-150 с СМД-60
Комплект деталей для замены сцепления Т-150 с ЯМЗ-236
Для замены деталей на сцеплении трактора Т-150 с двигателем Deutz корзина с диском и подшипником идет в сборке, что очень удобно. Но при необходимости запчасти можно найти и по отдельности.
Техническое обслуживание сцепления трактора Т-150/Т-150К
С учетом специфики работы спецтехники периодичность технического обслуживания для нее определяется не пробегом или временем, как у легковых и коммерческих автомобилей, а мото-часами. По нормам безопасности, сроки проведения ТО не могут превышаться больше, чем на 10 %. Также иногда интервалы обслуживания определяются по расходу топлива, но при некорректно отрегулированном моторе эти параметры могут искажать картину.
Для тракторов Т-150 и Т-150К определяют следующие виды технического обслуживания:
- ЕТО — проводится после каждой рабочей смены на тракторе;
- ТО-1 — с интервалом 125 мото-часов;
- ТО-2 — с интервалом 500 мото-часов (для старых моделей ресурс составляет 240 часов);
- ТО-3 — с интервалом 1000 мото-часов.
Также предусмотрено сезонное обслуживание, которое проводится дважды в год, при подготовке Т-150 к смене сезона.
Проверка работы сцепления на Т-150/Т-150К
Проверка общего технического состояния, промывка и замена масла в сцеплении тракторов Т-150 выполняется в рамках третьего ТО. Для этого запускают мотор, включают передачу и выбирают среднюю частоту вращения коленвала. Трактор, который двигается по ровному участку, затормаживается, при этом сцепление остается включенным. При нормальной работе узла движок должен остановиться. Если же он сбавляет обороты, но не останавливается, диски сцепления пробуксовывают.
Диск сцепления Т-150К со следами износа
Следующий шаг — визуальная проверка сцепления. Для этого трактор останавливают и выключают двигатель. Если при открытии люка виден дым, ощущается сильный нагрев корпуса, присутствует характерный запах и т.д. — это также свидетельствует о пробуксовке дисков.
Исправить ситуацию может промывка дисков сцепления. Для этого узел останавливают и прокручивают коленвал вручную. В процессе диски промывают керосином или бензином. После того, как технические жидкости полностью стекут, нужно еще раз проверить диски сцепления Т-150 на пробуксовку. Если промывка не помогла избавиться от проблемы, возможно, потребуется заменить фрикционные накладки.
Новые диски сцепления трактора Т-150
Как отрегулировать сцепление на Т-150/Т-150К
Сцепление на тракторах Т-150 и Т-150К нуждается в точной настройке, потому что даже при небольших отклонениях система будет функционировать некорректно. Как отрегулировать сцепление, разберем на примерах часто встречающихся неисправностей.
Чтобы муфта сцепления могла корректно работать, между выжимным подшипником и кольцом отжимных рычагов в выключенном состоянии должен присутствовать зазор 0,4 см. Чем сильнее изнашиваются накладки дисков, тем меньше становится зазор. Со временем он может исчезнуть полностью, что приведет к пробуксовке или полному отказу сцепления.
Излишне большое расстояние также негативно сказывается на функционировании трансмиссии трактора Т-150. Могут появиться проблемы с переключением скоростей и троганием машины с места. Также при этом усиливается износ фрикционных накладок. Поэтому главной манипуляцией при регулировке сцепления Т-150 является выставление правильного расстояния для зазора. Основные шаги следующие:
- ослабить обратные гайки;
- вкручивать или выкручивать тягу (для увеличения/уменьшения зазора соответственно);
- затянуть контргайки;
- измерить расстояние.
Корпус сцепления Т-150К
Если изменяя положение тяги, не получается выставить нужный зазор, его корректируют, регулируя положение отжимных рычагов корзины сцепления. Для этого выполняют следующие шаги:
- открыть люк и снять крышку;
- вращать коленвал, по очереди ослабляя гайки для регулировки;
- изменить длину тяги, добиваясь нужного зазора;
- включить муфту и оценить правильность регулировки;
- затянуть регулировочные гайки.
Также может потребоваться регулировка тормозка Т-150.