В настоящее время существует несколько вариантов управления рабочим оборудованием прямым и обратным ковшом экскаватора:
В настоящее время существует несколько вариантов управления рабочим оборудованием (более подробно излагается на http://www.ekskavator-portal.ru/upravlenie-ekskavatorami-hitachi-cat-jcb-hyundai-tveks-ek.html): прямым и обратным ковшом экскаватора:
- Европейское
- Американское
- Отечественное
При этом органы управления – так называемые джойстики расположены стандартно для всех видов.
Экскаваторы оснащенные европейским вариантом управления марок:
- Hitachi
- Komatsu
- LIEBHERR
- BobCat
- Samsung
- Kobelco
- Doosan и другие
Левый джойстик – поворот платформы и работа рукояти, правый действие ковшом и подъём/опускание стрелы/
Отечественные экскаваторные машины – Тверской Экскаватор ЕК-14, 18, 20 – по сравнению с предыдущим вариантом изменены варианты работы джойстиков.
Американское управление – не крестообразное как у двух предыдущих, а икс-образное. Рукояти движутся не вперед/назад, а по диагоналям. Такими системами оснащаются:
- CAT
- JCB
- JohnDeere – и другие
В большинстве случаев возникают проблемы, если машинист экскаватора пересаживается на гусеничные или колёсные экскаваторы с различным управлением. При этом нужно заново обучаться.
Некоторые компании, обслуживающие спецтехнику предлагают вариант изменения или переделки серво-управления. Но при этом, если экскаватор находится на гарантии, её могут лишить.
Нужно помнить, что также каждый экскаватор в большинстве случаев работает несколько индивидуально: различный износ клапанов, механизмов управления, гидродвигателей и гидронасосов – подача напора гидравлического масла может быть неравномерно при открытии тех или иных гидроклапанов.
У каждой модели землеройной машины есть положительные и отрицательные моменты связанные с управлением:
- Быстрый поворот платформы, но медленный подъём стрелы или наоборот
- Заторможенная работа рукоятью, но быстрое открытие ковша и т.д.
Всё это также сказывается на обучении экскаваторщика работе. Поэтому большинство профессионалов рекомендуют сначала опробовать сначала гусеничные или колёсные экскаваторы в действие на ровной и пустой площадке. Потренироваться на открытой местности и почувствовать машину.
Какое управление наиболее удобно – это дело привычки. В большинстве случаев, когда компания приобретает строительную экскаваторную технику, руководствуются одной маркой. Это связано также и особенностями обслуживания. Техники, выполняющие ТО, обучаются и выполняют регламентные работы быстрее и качественнее. То или иное управление не влияет на расход топлива гусеничной машины.