Регулировка ТНВД дизельного двигателя своими руками

Топливный насос высокого давления является ключевым элементом, отвечающим за работу дизельного мотора. И без должной регулировки ТНВД двигателя не может работать никакая спецтехника. Как правильно регулировать давление? Как провести точную регулировку подачи топлива на двигателе с ТНВД? Можно ли регулировать давление своими руками без использования стенда? На эти и другие вопросы дадим ответы в статье.

Когда необходима регулировка ТНВД дизельного двигателя

ustrojstvo toplivnyh nasosov vysokogo davleniya

Как мы уже говорили, топливный насос высокого давления является важной составляющей, которая отвечает за подачу топлива в цилиндры дизельного двигателя. Если сбились углы впрыска, то мотор начинает дымить. Это достаточно опасное явление, поскольку солярка сгорает не полностью, и продукты сгорания попадают в масляные каналы, забивая их, и оседают на деталях, образуя налет. Как следствие, при неправильной регулировке ТНВД двигателя возрастает расход топлива и уменьшается компрессия.

Гораздо большую опасность представляют детонационные вибрации двигателя. Этот сбой регулировки ТНВД дизельного двигателя можно распознать по характерным звукам, напоминающим металлический стук. Биение деталей разрушает мотор, что может вылиться в простой машины и долговременный и затратный ремонт. Чтобы этого избежать, сразу же выполните регулировку ТНВД своими руками. Продолжать эксплуатировать машину (будь то КамАЗ, МТЗ или другая спецтехника), игнорируя стук, очень опасно.

Важную роль в исправности системы подачи дизельного топлива играет плановая проверка ТНВД. Ее выполняют согласно рекомендациям производителя. Например, проверку регулировки ТНВД на МТЗ своими руками советуют проводить каждые 960 моточасов. Аналогичные интервалы проверки рекомендуются и производителями двигателей ЯМЗ 236, 238, 238Д. Уточнить, с какой периодичностью нужна регулировка ТНВД дизельного мотора, можно в руководстве по эксплуатации конкретной модели спецтехники.

zamena TNVD

При плановом обслуживании проверяются следующие моменты:

  • степень износа деталей плунжерных пар;
  • плотность прилегания нагнетательного клапана секции в топливопроводе, который идет к распылителю;
  • следы подтекания топлива (сопровождаются черным дымом и повышенным расходом дизеля);
  • падение уровня в заполненной соляркой соединительной полости штуцера при переходе плунжера от подачи топлива к всасыванию в подплунжерную полость;
  • износ клапанов подкачивающего насоса;
  • подсос воздуха в топливную систему в случае нарушения ее целостности и герметичности.

Своевременная регулировка ТНВД своими руками позволит предотвратить преждевременный износ деталей двигателя, сделать его работу стабильной и снизить расход топлива.

remont tnvd svoimi rukami 1

Провести регулировку ТНВД на двигателе CD 17, Мерседес 601, Д-240, Д-260 (Моторпал) и других нужно в следующих ситуациях:

  • Если при плановом осмотре выявились какие-либо проблемы, перечисленные выше.
  • После замены газораспределительного ремня.
  • Если топливный насос высокого давления снимался для каких-либо работ.
  • Если проводились любые работы по ремонту или замене деталей, которые повлияли на углы впрыска.

Всегда ли нужен стенд для регулировки ТНВД дизельного двигателя

regulirovka tnvd 1

Если у вас в доступности имеется специальный стенд, то регулировка ТНВД своими руками не представляет особых сложностей. Именно так регулируется топливный насос в заводских условиях и в крупных ремонтных сервисах. Тем не менее иногда получить доступ к стенду нет. Можно ли выполнить регулировку ТНВД своими руками без него?

Своими руками регулировать ТНВД можно частично. Поэтому не стоит разбирать топливный насос на детали, если в этом нет необходимости. Можно довести разборку до такой степени, что без стенда обойтись не удастся.

Если вы собираетесь регулировать ТНВД своими руками без стенда, нанесите отметки на всех шестернях, шкивах и других деталях, чтобы потом при сборке можно было быстро совместить их, установив сразу в правильном положении.

regulirovka tnvd 2

Чем тщательнее и аккуратнее вы нанесете отметки, тем проще будет выполнять регулировку ТНВД своими руками.

Как выполнять регулировку ТНВД дизельного двигателя своими руками

Регулировать углы впрыска, влияющие на качество зажигания, без стенда можно двумя способами:

  1. по выставленным ранее отметкам;
  2. подбором.

Первый способ регулировки ТНВД своими руками более быстрый и удобный. Тем не менее, если нет других вариантов, подобрать углы впрыска можно и опытным путем. Рассмотрим каждый вариант детальнее.

regulirovka tnvd

Регулировка углов впрыска по отметкам

Регулировать своими руками углы по отметкам можно для ТНВД с механическим аппаратом. Для насосов с электронным модулем способ не годится. Для настройки опережения впрыска нужно поворачивать ТНВД вокруг оси. Также можно вращать зубчатый шкив распределительного вала по отношению к ступице.

Чтобы регулировать ТНВД по этому методу, необходимо, чтобы шкив и ТНВД не имели жесткого сопряжения.

Для регулировки потребуется добраться до задней части корпуса дизельного двигателя, где расположены кожух с маховиком. Для регулировки ТНВД своими руками на некоторых двигателях (КамАЗ 740, ЯМЗ 7511, Портер, Тойота и т.д.) кожух придется предварительно демонтировать.

После этого необходимо найти на маховике стопор, который погружен в прорезь. Далее нужно вращать маховик своими руками (фигурально, конечно, для этого потребуется ключ или другой удобный для вас инструмент). Вращение маховика заставляет крутиться коленчатый вал дизельного двигателя. Крутить маховик надо по часовой стрелке до того момента, пока не сработает стопор-фиксатор, находящийся сверху.

После того, как сработал стопор, нужно обратить внимание на вал привода топливного насоса. Если шкала на муфте, передающей вращение, расположена в верхнем положении, то отметка на фланце ТНВД должна быть совмещена с нулевой отметкой его привода.

Как только вы совместили отметки, можно затягивать крепежи.

regulirovka tnvd 3

Что делать, если при регулировке ТНВД своими руками шкала не совпала с отметками привода? Тогда надо поднять стопор маховика и вращать его до тех пор, пока фиксатор снова не сработает. Как только стопор сработал, снова нужно проверить положение шкалы. Совпала – можно фиксировать болты. Если нет – делается еще один оборот маховика.

Следующий шаг после затяжки болтов приводной муфты – поворот коленвала на 90 градусов после подъема стопора. Как только вы выполнили поворот, стопор снова размещается в паз.

Если для регулировки ТНВД своими руками вам пришлось снимать кожух, на этом этапе его можно вернуть на место.

Чтобы проверить правильность регулировки ТНВД дизельного двигателя, выполняют следующие действия:

  • запускается мотор;
  • на холостом ходу должен быть мягкий и ровный звук без стуков и провалов;
  • если слышны детонационные биения, регулировку ТНВД выполняют повторно, повторяя снова все шаги.

Если результаты проверки на холостом ходу вас устроили, переходят к проверке в движении. Для этого нужно:

  • запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры;
  • нажать на газ;
  • посмотреть на цвет выхлопа.

Если выхлоп нормальный, то регулировку ТНВД своими руками можно считать выполненной. Если выхлопные газы сизые или черные, то впрыск топлива осуществляется с задержкой, и нужна дополнительная регулировка.

remont tnvd svoimi rukami

Как отрегулировать ТНВД дизельного двигателя методом подбора

Чтобы регулировать топливный насос своими руками методом подбора, нужно сначала установить шкив. После его установки необходимо запустить двигатель. Если он не заводится, нужно провернуть шкив ТНВД на 2-4 зубца по отношению к ремню ГРМ.

Как только вы смогли запустить мотор, нужно послушать звук, с которым он работает. Если слышны детонационные биения, надо провернуть шкив ТНВД на 1-2 зубца в сторону, противоположную направлению его вращения. Если после пуска двигателя появился сизый или черный выхлоп, шкив ТНВД надо провернуть на 1 зубец по направлению вращения.

Если после такой регулировки ТНВД своими руками вы не отмечаете улучшений, можно попытаться изменить ситуацию, провернув насос вокруг оси. Вращая его, необходимо добиться качественного выхлопа и работы мотора без стуков.

remont tnvd svoimi rukami 750

Для регулировки ТНВД Бош и других своими руками можно пойти иным путем. Для этого выполняют следующие манипуляции:

  • откручивают трубку, соединяющую насос с форсункой 1-го цилиндра;
  • на конец трубки насаживают прозрачный шланг аналогичного сечения и направляют его вверх;
  • включают зажигание и слегка проворачивают шкив насоса;
  • когда топливо в прозрачном шланге поднялось до верхнего уровня, на шкиве выставляют отметку;
  • далее выставляют по отметкам валы (распределительный и коленвал).

На этом этапе нужно проверить регулировку ТНВД: если она была проведена правильно, дизельный двигатель будет работать с мягким звуком, стабильно и без рывков. Если к качеству работы мотора и выхлопу есть вопросы, описанные выше этапы повторяют.

В несложных случаях произвести регулировку ТНВД дизельного двигателя вполне возможно своими руками. Если же этого сделать не получилось, стоит обратиться в сервисный центр для профессиональной регулировки давления на стенде.

А в случае поломки стоит купить ТНВД на экскаватор JCB или другую спецтехнику.

Ранее мы писали о том, какие КДМ (комбинированные дорожные машины) выпускаются на шасси КамАЗ

Самое интересное: ТОП статей по спецтехнике и актуальные новости